/ Разделы сайта / Наркомания и алкоголизм / Наркомания / О вреде табакокурения
О ВРЕДЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ
ВЫСОЦКИЙ БЛАГОВЕСТНИК
Издается по благословению настоятеля Высоцкого монастыря игумена Кирилла
№7 – 2008
Нет более распространенной и наиболее часто оправдываемой привычки (даже в православной среде!), чем табакокурение. Мир задыхается в табачном дыме. Не только мужчины, но и женщины, и дети пристрастились к ядовитому дурману и, подобно неразрешимым узам, тяжким цепям и оковам, пригвоздили свою душу к непроницаемому табачному дыму.
Не думайте, братия и сестры, что это безобидно и терпимо.
ТАБАКОКУРЕНИЕ – ВЕЛИКИЙ ГРЕХ.
В табаке есть, помимо всяких рассуждений, нечто непосредственно нечистое, и дым папиросы оскверняет – совершенно так же, как нечистоты, впрочем, не «так же», а гораздо глубже, существеннее. Почему? – Не стоит ворошить этот сложный даже физиологически предмет, но человек чуткий не может не чувствовать, что это так. Табак – чёртов ладан, по определению народному: «при чёртове ладане Бога-то разве вспомнишь», слышал я от одного крестьянина, который сам, кстати сказать, курил. Этим сказано всё: чёртов ладан, то есть нечто столь же нечистое, сколь чиста мирра или иные смолы, в особенности сколь чист нард, то есть сваренный, но ещё не вполне освященный состав святого мира.
Можно было бы много говорить о действии табачного дурмана, отрезывающего от реальности, как бы отжигающего корни бытия и замыкающего в чистую субъективность: недаром «Критика чистого разума» написана, как известно, на сигарах. Табак повреждает и как бы отжигает невидимое его сокровенности в нашем духе, но важнейшее – мистическую связь бытия; он отъединяет, он делает монадой*, у которой нет окон или дверей для сообщения с внешней реальностью, он подрывает самые корни, чрез которые питаемся мы от недр бытия. Внешне и поверхностно не происходит ничего особенного в противоположность вину, которое действует более грубо физиологически, более поверхностно и потому неблагообразно.
Характерно при этом самое различие действий табака и вина на интеллект: в то время как вино, по крайней мере в известных стадиях своего действия, дает отяжеление интеллекта и тем смиряет, табак, напротив, кажущимся образом обостряет мысль, но это достигается искусственным упрощением задач, вырванных из их жизненной сложности, и по исключении всего реального и иррационального, сведенных к простейшим схематическим формулам. В табачном одурении надменный своей властью разум расправляется с задачами вместо решения их. Как выразился один курильщик: это призраки, им же порождаемые и потом сознаваемые в качестве призраков.
На эту тему можно было бы рассуждать очень много. Но сейчас нам важно лишь отметить, что есть непосредственное ощущение этого духовновредоносного действия табачного дыма у народа, особенно когда он был более церковным, и у подвижников: «Который человек начнет дерзати сию бесовскую и богоненавистную и святыми отреченную – табаку, то в того человека мозг ускрутит и вместо того мозга впадет в главу его смердящая воняя и сгубит в нем весь мозг его, и начнет тако смердящая тая воняя пребывати во главе его, и не точию во главе единой его, но и во всех костях его тая смердящая воня вселится вместо мозгов. И аще ли кий человек которым ухищрением начнет творити таковое дело бесовское, таковому бо человеку не подобает в Церковь Божию входити, и креститься, и Евангелия целовати и Причастия отнюдь не давати, свещи, или просфоры, или всякого приношения, и с людьми ему не мытися, и не ясти, дондеже престанет от таковыя дерзости».
В правительственных указах против табакокурения этот именно взгляд на табак как на нечто мистически гадкое находит себе меру закрепления законодательную. Так, например, читаем: «Божиею милостию мы, государь и царь Алексей Михайлович. Указ. Во всенародное известие объявляем и наказуем православных христиан о проклятом табаке. Да во известие вам буди. Усмотрено архимандритом Геннадием, что в православных христианах имеется проклятая табака не только в мужеском полу, но и в женском, ввязавшийся грех смертный. Но Геннадий архимандрит прииде ко мне, государю Алексею Михайловичу, такожде и ко всему сигклиту священническому и царскому с челобитной и с желанным сердцем искоренити проклятая табака и грех смертный. Тако объявил в челобитной своей. Имеется в православных христианах, имеющее проклятую табаку в малых сосудех и держащее при себе, и нюхающее в ноздри, и кладущее за губу в рот, оскверняющее уста свои, а иные вземше трубку, и накладше полну табаку, и вземше в рот, и сосав в себе, испускав щедрый изо рту огнь, аки диавол испускавши искры из себя. Так и православные христиане такожде творят и иная многая писана в челобитной Геннадиевой, о чём просит у государя проклятую табаку, чтоб не имелось в православных христианех греха смертнаго. И тако и сделаша по прошению. Государь царь Алексей Михайлович приказал объявить во всенародное известие о проклятом табаке, и о грехе смертном, как народ падает во грех смертный, и приказал своему сигклиту подозрение иметь, оттуда взяся, она проклятая табака. И кто пиюще его, повеле хватате тех на двор и приводити в царские палаты и приставити болярина, иное подозрение в царствующем граде Москве, и по которому тайному зрению пойманы были: купец Яков Спеман, торговаша он проклятым табаком, да ещё болярина Семена Пущина слуга его Яков Сидоров, Антон Павлов да приказчик Егор Барин. И приведены были в оныя царския палаты и прямо в допросе показали. Они вкупе показаша, что табаку ону привезли поляки и купивше от них, такожде и приказчик показал Егор Барин, пиюще в ноздри, а онаго болярина Семена Пущина слуга показал, что пиют, за губу кладяще, и за что для всего казнены были они христиане: кто пиюще за губу, тем вырезав обе губы, а кто пиюще в нос, вырезав нос и пустиша их в народ того известия. А оного купца наказав на теле. А наипаче подтверждаю и молю вас, христиане, да не отлучимся вечных благ. Великий государь Алексей Михайлович и весь священнический чин молит вас, чтобы не было в вас проклятой табаки. Царь и государь Алексей Михайлович. Архиерей присутствующий Евстафий Вологодский, клирик Семен Яковлев, 1650 года, апреля 2 дня».
Такова строгая оценка ядовитости табака нашими предками. Новейшие воззрения на табак, на его полную несовместимость со святыней, на его бесопривлекающую способность, в силу утери связи с реальностью и, следовательно, вследствие духовного одиночества, подтверждают древние о нем суждения. В беседе с одним отшельником пришлось говорить раз о степени авторитетности некоего лица, носившего наибольший сан Православной церкви – авторитетности в вопросе высокой мистики. Отшельник, убежденный решительно: «Он здесь ничего не может понимать». – «Но почему же не просто «не понимает», а именно «не может?» - «Он курит ведь», - был ответ. Далее последовало разъяснение о несовместимости духовного опыта с курением табака. Ходят многочисленные рассказы о несовместимости табака и святыни. Нет оснований сомневаться в исторической подлинности основы этих рассказов.
Есть запахи чистые и запахи нечистые. Первые в христианском быту, как дар, принимаемый от жизни, употребляемые в молитвенной атмосфере, возводятся на ступень освящённости. Существует особое чинопоследование освящения «благовонного зелия» с окроплением его святой водой: «Ты Сам, Всеблагий Владыко, и семена сия, с различными зелиями принесенныя во святый храм сей, благослови, и освяти Духом Твоим Святым, и рабов твоих сих, приемлющих зелия сия с семенами, от всякия скверны очисти, и домы их всякого благовония исполни, во еже быти сим всем верою хранящим я, и кадящимся ими в соблюдение и избаву от всех вражиих прилогов и во отгнание всякаго мечтания, от действа диаволя находящаго, дневнаго и нощнаго, на благословение же душам и телесем, верным Твоим людем и скотом, домовом же и местом. Яко да вси приемлющии сия зелия, воспримут себе покров души и тела, и да будет нашему спасению врачевство Твоея благодати Таинство; да в коем-либо месте возложится, или на коем употребляемо будет, во еже получити благословение, вся (противной силе оттуду прогнанной) десница Твоя да покрыет…».
Итак, благовонное зелье, предназначаемое к домашнему потреблению, называется «Таинством благодати Божией». И вот от ароматов, окружающих тело, идет непрерывный переход к покрову и далее – к покрову благодатному, охраняющему от злых действ темной силы.
Но когда православные христиане наполняют дом свой табачным зловонием и окружают себя удушливой дымной пеленой, они не только лишаются благодатного покрова, но и вместе с ядовитым дымом вводят под покров свой лютейшего демона.
Кто не восплачет, видя, как христианская душа, призванная быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа, превращается в подобие диавола и проклятого огнедышащего дракона!
Кто не восплачет о таковом нечувствии курильщиков, находящими возможность совмещать Святые Таинства с такой пагубной страстью!
(По творениям священника Павла Флоренского)
Составлено по материалам Псково-Печерского листка
*Монада (от греч. monas – единица, единое) понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия