Дорога к храму

/ Разделы сайта / Молитвы / Лечим с молитвой

Лечим с молитвой

 

Чтобы правильно лечить человека, большого или маленького, надо знать, почему вообще человек болеет, что это такое – болезнь, каковы её причины и что, собственно, болит?

            Господь сотворил человека по образу своему – то есть Святой Троицы, и человеческое естество – трехсоставное. Человек состоит из тела, души и духа.

            До грехопадения эти три состава находились в целостности. Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух.

            Только в крещенном человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщенных начал.

            Плотский человек все человеческие проявления видит только плотским зрением. Человек духовный пытается уже найти причину в духовном, он с большей высоты, с большего расстояния видит предметы и явления и рассматривает их объемно.

            Православные люди хорошо знают, что все болезни имеют сердечное, духовное происхождение. Люди духовные рассуждают только так. А люди плотские уповают только на «скорую помощь», на шприц, на таблетки.

            Вообще можно сказать так: вся деятельность врача должна быть направлена как бы сверху вниз: духовное, душевное и телесное.

            Итак, по учению Православной церкви, человек трехсоставен, то есть состоит из тела, души и духа.

            Тело названо храмом Души (1Кор. 3, 16, 6, 19), но душа не просто облекается телом, она находит в нем выражение для земной жизни.

            Дух – это та часть Души, которой она сообщается с Богом. «Дух, - говорит святитель Феофан Затворник, - как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой».

            Образ Божий человек получил от Бога при творении, а приобрести подобие мы должны своей волей, и это дело нашей души.

            Душевность и телесность человека – естественны человеческой природе (т.к. и тело, и душа сотворены Богом), и сами по себе они безгрешны.

            Но если в человеке развиты только душевные качества без подчинения души духу, человек легко может подчиниться греховным побуждениям.

            Душа непременно должна  подчиниться Духу.

            Душа, находясь в теле, оживляет его. Только душа человека может стать храмом Духа Божия – это ей даровано Богом.  Но для этого она должна полностью подчиниться Духу Божию.

            Человек не рождается храмом Божиим. Он становится им только тогда, когда Дух Святой освятит Душу во время Крещения, когда Дух Святой посетит нас своими дарами в св. Таинстве Миропомазания.

            Значит, не принявший св.крещения остается только предназначенным быть этим храмом.

            Душа становится местом постоянного пребывания Духа Божия, только подчинив себя воздействию Духа Божия, вручив себя его руководству.

            Она, сама находясь в тесной связи с телом нашим, руководит им, и руководство её будет плодотворным и спасительным для тела только тогда, когда она сама будет всецело руководима Духом Святым Божиим.

            И вот только тогда она будет местом постоянного пребывания Духа Божия.          

            В Душе Бог живет всегда, если мы грехами своими сами не удалимся от Него. Ибо в грешной душе Бог не обитает.

            «Бог любит обитать в душах человеческих, - говорит еп. Феофан Затворник, - но Он входит в души людей не насильственно, хотя Он и всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собой».

            Бог не вселяется в души, в которых царит плоть, ибо орган общения Его с человеком есть дух.

            Но когда душа своей свободной волею возвещает желание приблизиться к Богу, тогда и Бог как бы идет к ней навстречу, и начинается одухотворение не только души, но и тела. Т.е. всего человека: и внутреннего и внешнего.

            Душа человека, если в себе не имеет благодати Св. Духа – мертва для Бога. Потому и естество наше, если не будет причастно благодати Св. Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия. Но душа, сподобившаяся стать причастницей Божественной благодати, будучи сама освящена, освящает и всё тело своё, потому что, будучи в союзе с телом, находясь во всех его членах,сообщает им действие благодати Божией.

            О том, как необходимо при земной жизни нашей душе укрепляться Духом Святым, говорит о. Иоанн Кронштадский: «Долго я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей души от Духа Святаго. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо».

            Оно необходимо каждую минуту нашего бытия, как дыхание необходимо на молитве и во всей жизни.

             Без укрепления Св. Духа душа наша постоянно склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной; она расслабевает, совершенно обессиливает от входящего в сердце зла и становится немощной для добра. Без укрепления Духа Святаго чувствуешь, как сердце подмывается от различного зла и готово ежеминутно потонуть в бездне этого зла. Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень – это Св. Дух. Дух Святой воспламеняет душу любовью к Богу, навевает душе светлые и благие мысли, укрепляет в сердце сознание важности и необходимости трудиться, внушает необходимое терпение, которым преодолеваются все трудности. При общении с людьми вдыхает в человека уважение к данному человеку, который есть образ Божий (кто бы он ни был), и соединяет всех нас любовию, «учит молиться».

            И не только со стороны Св. Духа нужна помощь нашей душе, но и мы сами должны помогать ей украшаться той вечной и нетленной красотой, в которой она должна  предстать перед Богом.

            Эта красота Души создается из смирения, чистоты, терпения и добрых дел любви.

            И спасение Души надо начинать смолоду, оберегая её от житейской грязи. Ведь нет ничего страшнее, чем вечная гибель души.

            Преп. Варсанофий (V век) постоянно наставлял приходивших к нему: «Дети мои, спасайте свои бессмертные души!».

            Душа – одуховленная  Богом часть естества нашего, в силу своей способности воспринимать в себя подобно губке все духовное, подвержена влиянию не только Святаго Духа, но и противоположного духа, духа злобы. И от вторжения в неё духа злобы необходимо её всячески оберегать. Что и обязан делать наш разум совместно с волей нашей.

            Царство Небесное внутри вас есть, - говорит Господь. Но и царство диавола  также внутри нас бывает через разные страсти житейские. Поэтому в молитве Господней и говорим: Отче Наш, да придет царствие Твое, потому, что в нас царствуют различные страсти, коими орудует Диавол с злодейственными бесами (И. Кр.).

            Душа по естеству своему не имеет плохих задатков, но, если уклоняется от добра ко злу, то делает это исключительно по лености, допустив в себе оскудение добра.

            И потому опытные старцы, подвижники и все, кто в жизни своей много, много потрудились над спасением собственной души и, желая, чтобы ни одна человеческая душа не погибла, предупреждают: «Не позволяйте себе легкомысленно давать волю своей душе. Её всегда надобно держать на привязи и в мыслях, и в чувствах, потому именно, что они нехороши, недоброжелательны нам они в заговоре с князем века сего, против Господа …».

            «Не давайте свободы душе. За ней надо непрестанно следить как за злым и капризным ребенком, как бы он чего не напраказил, не набедокурил, не повредил себе и Бога не прогневал, потому что она всё-таки не ребенок, а давно уже живет жизнью зрелого человека, немало жившего и испытавшего всяческие человеческие злоключения: ибо зло гнездится в человеке глубоко, и бесчисленные корни его надо отсекать тщательно и непрестанно».

            По разъяснению св. Макария Великого, душа, если и подпадает под влияние злого духа, не соединяется с ним во единое целое, а только временно подчиняется ему, творя его злую волю.

            У греха, навеваемого духом злобы, своя природа, и у души своя (подобно как в природе при солнечной, но ветреной погоде, у солнца своё действие, а у ветра – своё. Они действуют одновременно, но не совместно). Так и в душе человека, к которой примешался грех, у греха и у души своя особая природа, и до известного времени душа сопротивляется греху, ведя свою жизнь, а грех – свою. Подобно ручейку, который несет чистую воду, но на дне его лежит тина. И стоит всколыхнуть поверхность воды, как поднимется тина и замутит всю воду, и станет как бы едино, но все же не едино.  Так и душа, когда возмутится, то на какой-то период времени подчинится злому духу и начнет творить его злые греховные дела. Оба духа при этом составляют что-то одно, оставаясь самостоятельными.

            Поэтому у души, как бы она ни пала, сохраняется возможность действовать самостоятельно, вырваться из-под влияния зла и в слезной покаянной молитве вновь обратиться к Богу.

            В сердце каждого человека существует расположение к грехам, которым он научился с юности, Это расположение оскверняет и душу, и тело. Грех – величайший разбойник, он убивает душу, если она не кается, удаляет её от Бога, вливает смертоносный яд, постоянно обольщает и берет в плен и душу т тело. Душа грешника моментально поражается грехом как параличом.. Но она же чудно воскресает при глубоком покаянии.

                        Церковь знает три состояния души, благодаря которым человек бывает: «горяч», «холоден» или «тепл».

            Горячий и холодный – это два совершенно противоположных свойства (это духовные полюса), но активность их одинакова.

            «Теплота» - нечто пассивное, пребывание в застое. «Теплые» - это те, которые не отклоняются ни к одному из полюсов.

            У «холодной» души активность направлена ко злу. Но «холодный» человек может мгновенно стать «горячим», к чему совершенно не способен «теплый».

            Примером этому может служить:

1)      обращение ап. Павла из гонителя в первоверховного апостола,

2)      обращение благоразумного разбойника,

3)      покаяние грешницы.

Душа наша создана не для греха. Грех противен, чужд для души, вышедшей из рук Творца чистой и безгрешной. Она не создана для греха. Наше духовное существо борется с грехом, потому что нам жалко потерять свою чистоту и невинность, потому что страшно оскорбить любящего нас Небесного Отца.

      Но наша духовная природа так устроена, что все чувства, мысли, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собою. И грех, попадая в сердце через желания и через действия, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности.

      Ты только допустил скверные дела, но уже помрачается твое духовное зрение, уже затрудняется в твоей душе вход добру.

      Надо следовать мудрому древнему правилу: «Внимай себе (Втор. 15, 9), чтобы оградить душу от погибели».

      Ведь всякий грех оставляет след в нашей душе. И задача каждого человека сберечь душу. Жива душа – и ты жив. Погибла душа, и в тебе не будет жизни. А потому без жалости отсекай всё, что несет с собою смерть душе.            

Душа умирает, когда отходит от неё божественная благодать. Наступает растление души. При этом правильные и благие помыслы уступают место развращенным помыслам: зависти, лукавству, ненависти, вражде, брани, злопамятству и прочим многочисленным греховным помыслам … .

      Душа человека – бесценное сокровище, и потому так настойчиво святые отцы призывают всех следить за своей душой, беречь её.

      Видеть состояние своей Души во всей её наготе  мы никогда не можем без особой милости и помощи Божией, ибо внутренность нашей души сокрыта от нас. Поэтому-то церковь и напоминает нам о необходимости заботиться о ней. Ведь она предназначена быть нерукотворным Храмом Божиим, а мы своей беспечностью, своими грехами осквернили его так, что в него не войдет уже, конечно, Бог (хотя это Его законное место, Он Сам себе его уготовал).

      Но мы имеем возможность возобновить этот пришедший в негодность храм (нашу падшую душу). Он омывается и очищается нашими слезами искреннего покаяния.

 Грехи и болезни.

      «Прощаются тебе грехи, - сказал Господь расслабленному.- А потом?- Встань и ходи!» Не один раз, а почти всегда вместе  с исцелением больного Христос  прощает грех.

      Не находятся ли в какой-либо связи два этих явления: болезнь души – грех, который нужно простить, и болезнь тела. Которую нужно исцелить?Конечно, так и апостол Павел в одном своем послании разъясняет, что именно потому, что люди растлили свою душу, запачкали грязью свою небесную одежду, у них много недужных, и спят довольно, то есть умирают.

      В самом деле, почти все болезни, даже физические, состоят в прямой связи с болезнью души и от неё зависят.

      По нашему мнению, разделяемому многими современными учеными, источник тела у нас духовный. Существует непостижимое начало. Все физические болезни происходят от повреждения этого творящего начала.

      Душа здоровая предостерегает и защищает свое  тело, но стоит ей поколебаться в своей связи с Богом, устать, омрачиться, ослабнуть – тотчас, как в плохо защищаемую крепость, врываются разрушительные силы.

      Естественно поэтому, что прежде, чем исцелить больного, Христос всегда упоминает о причинах его болезни, о том, что больной сам внес болезненное начало в свое тело, заразив свою душу грехом.

      Вместе с этим Господь хочет Своим словом показать, что при одном условии и возможно исцеление тела – именно при этом условии, что человек снова возвратится духовно к своему источнику – к жизни с Богом.

      И нет сомнения, что когда Христос говорит: прощаются тебе грехи, то это потому, что душа больного, просившего исцеления, рвалась навстречу Богу, что больной действительно осуждал грех, приведший его на эту постель болезни, и, значит, заслуживал прощения, а вместе с прощением не только заслуживал, но и необходимо должен был получить от Бога и исцеление тела, заболевшего виной греха.

      А отсюда же, из этой евангельской мысли, не один раз выраженной, как мы сказали, в Евангелии, следует такой определенный совет для всякого, ищущего физического исцеления, для всякого, страдающего телесно. Причина болезни – грех. Поэтому исцеление всякой болезни – прежде всего в отречении от греха, живущего в человеке, - в Таинствах Исповеди и Причастия – в просветлении и очищении души от порчи и ржавчины, которые через дух разложили тело.

      Лучшая гигиена совпадает с гигиеной духа, - и предупредить болезнь тела можно, заботясь о гармонии и целости души.

      И, наконец, чтобы родным не пришлось на постели нести своих расслабленных детей к Богу, - они должны помнить Господа: смотрите, он заболел, но вот Я прощаю его грех. Он заболел телом, потому что вы не спасли от порчи его Душу.

Священник П. Миртов

      Болезни также подразделяются на телесные, душевные и духовные.

      Телесные болезни возникают, когда поврежден физический состав человека.

      Душевные – когда происходит нарушение его психической деятельности (душа – по-гречески «психи»). Изучением этих болезней занимается такая отрасль медицины как психиатрия.

      Духовная болезнь – это в первую очередь грех, её крайняя форма – одержимость нечистыми духами. Человеку, заболевшему духовно, помочь может только священник.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Священник А. Грачев. Когда болеют дети.- М., «Русский вестник».- 1992.-с.3-4.
  2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Размышления о бессмертной душе.- Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.- 1999.
  3. Православный лечебник. В наставлениях священника и православного врача.- Изд-во Владимирской епархии. Русская миссия.- 2002.