/ Разделы сайта / Информация для волонтёров / Работа с ресурсом
Очень важно показать человеку, что он есть не только болезнь.
Работа с актуальным эмоциональным состоянием. Методика самопомощи.
Работа может быть индивидуальной и в группе.
Можно не спрашивать о ситуации.
Материл: 3 чистых листа бумаги форматом А4, цветные карандаши.
Задание:
1. На первом листочке нарисовать то неприятное эмоциональное состояние, которое беспокоит (я устала, я раздражена, я в тревоге). Рисуете абстракцию, а не конкретную ситуацию, где вы сидите, льете слезы.
А теперь подключаем движения, и их можно озвучить. Например, я боюсь. Покажи, как ты боишься? Я обхватываю себя руками. Если для этого нужен партнер, то работаем в паре. Кроме того, партнер помогает нам найти более точное выражение того состояния, которое мы обозначаем.
2. На втором листочке рисуем ресурсное состояние. А теперь вспомните свое приятное эмоциональное состояние, когда вам было хорошо, радостно, спокойно, вы ощущали силу. Это должно быть состояние, которое вы реально испытывали.
3. Взять первый и второй рисунок, посмотреть на них и «творчески» соединить их, обобщить.
4. Если на втором рисунке не получилось ресурса, то его нужно продолжить делать на 3 рисунке, а потом объединять второй и третий.
Психотерапевтические упражнения
для снятия напряжения и повышения эмоционального фона
1. Руки расположить напротив груди и со всей силой надавить одна на другую.
2. Руки, сжатые в замочек на уровне груди, разжимать и растягивать в разные стороны.
3. Сдавить руками колени по направлению друг к другу.
4. Попытаться развести колени руками.
5. Максимально сильно зажмурить глаза.
6. Максимально сильно улыбнуться
Групповая работа с ресурсом
Очень часто болезнь заслоняет всю жизнь человека.
«Свет клином сошелся только на болезни».
Инструкция для группы: записывать те характеристики, которые человек будет давать тем или иным своим ролям и качествам (15 качеств по числу группы). Если качеств, как и участников 7, можно добрать листочками, на которых написаны качества.
Работа с добровольцем. 1 шаг – фокусировка проблемы, т.е. 1 качество должно быть проблемным. Например, проблема группы – конфликт в коллективе.
1. Начнем с болезни. Что она для тебя? Какие качества она вызывает? Как она влияет на твою жизнь? Что она меняет, осложняет? Когда ты больная - ты какая?
• беспомощная
• закрытая
• изолированность
• возможность для отдыха
• грусть
• печаль
• уныние в зависимости от тяжести состояния
2. Если жизнь – только болезнь, это грустно. Есть ли еще что-то кроме болезни? Что противоположно болезни, какие-то внутренние качества, особенности.
Например, чувство юмора и иронии.
Расскажи про эти чувства. Какие они? Что они меняют в твоей жизни и что дают?
• помогают отойти в сторону
• пожалеть
• бодрит
Итак, болезнь - №1 – будет Дмитрий.
Чувство юмора №2 – Сергей.
3. Наша задача - 15 качеств, поэтому: Какая ты еще? Помимо того, что бываешь больная? Например, какая ты на работе? Деятельная - №3 – Олег. Это какая? Когда ты деятельная, ты какая?
• активная
• напористая
• работа на результат
4. Общительность - №4- Люда. В чем она выражается? Как выглядит? Расскажи о ней по подробней?
• мягкая
• диалогичная
• искрящаяся
• дружелюбная
5. Какая ты себе не нравишься? От какой ты устаешь? Зануда - №5 – Катя. В чем она проявляется?
• если нельзя, но очень хочется – то можно. Лучше дать, чем объяснять почему.
В каждом качестве есть слабые и сильные стороны. Нет положительных и отрицательных качеств.
6. Какую себя ты уважаешь? Бывает, если ты говоришь себе – здесь ты достойна? Любознательная - №6 – Дионисий. Опиши ее. Какая она?
• интересная
• везде шныряющая
• грустная
7. Еще ты какая? Добрая - №7 – Виктория. В чем это проявляется?
• доверие
• открытая
• понимание
• тепло
8. Гнев с яростью - №8 – Илья. В чем они проявляются? Как влияют на твою жизнь? Вспышка – какая? Что она позволяет? Это как снятие напряжения или что?
• сильная, но короткая
• попытка донести свое мнение
9. Что-нибудь приятное? Что радует? Что настраивает тебя на благодушный лад? Поющая - №9 – Андрей. Когда ты поешь, что это за состояние?
• Чувство глубокого морального удовлетворения
• Радость
• Широкая открытость
10. Что тебе помогает? Что тебя поддерживает? Упорство - №10 – Виссарион.
• упрямство
• мужество
• сила
11. Что тебе дает ощущение отдыха? Когда ты отдыхаешь – ты какая? Ленивая - №11 – Лена.
• мягкая
• пушистая
• белая
• отдыхающая
12. Сентиментальность - №12 – Лида.
• чувствительная
• жалостливая
Доброволец встает. Ведущий стоит сзади, и слегка поддерживает человека. Все качества выстраиваются перед ним в линию, и по очереди говорят: «Я твое … и описание….».
Инструкция для участников: «отойдите сейчас от игры и прислушайтесь к своей роли. Ваша задача сейчас от лица того качества, которое вы изображаете что-то сказать, посоветовать, пожелать». Подойдите к Свете, и скажите ей это по очереди. А теперь нужно всем вместе подойти к Свете, окружить ее, потрогать.
Как себя чувствует Света?
Как вам было чувствовать себя в этой роли?
На сколько вы можете отнести это качество к себе? Откликнулось ли это качество в вас?
На самом деле все это о нас. Хотя мы все разные и уникальные, мы похожи и есть то, что нас объединяет. Тем кто выполнял роли, хотелось бы напомнить, что они не светены качества, а индивидуальные личности.
1 качество должно быть проблемным.
Например, проблема группы – конфликт в коллективе. Тогда 1 роль – коллектив, 2 роль – конфликтность, 3 роль – праздники.
Т.е. сначала проблемное качество, а потом противоположное – ресурсное.
Далее: А с мамой ты какая? За что тебя любят, уважают?
Отрицательных качеств должно быть не более 30%.
С детьми качества можно рисовать, а потом раздавать картинки.
Упражнение «Я через 5 лет»
Давай пофантазируем. Представь себя через 5 лет. Что Я? Что у меня? А теперь опиши, что ты сделал для этого?
- с завтрашнего дня
- через пол года
- через год
- через 2 года и т. д.