Дорога к храму

/ Разделы сайта / Информация для волонтёров / Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, волонтёров

Священник Андрей Лоргус

 
  «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ И ВЛОНТЁРОВ,

РАБОТАЮЩИХ С ЛЖВ» 

 

 Методическое пособие для священников, медиков, психологов, социальных работников и

 волонтеров, работающих с ЛЖВ и их близкими.

 

 Автор - священник Андрей Лоргус,

                   христианский психолог

                  ректор Института христианской психологии,

                  председатель правления благотворительного фонда "Русское Православие",

                  ведущий консультант ресурсного образовательного и психологического

                  центра "Собеседник".

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ.. 2

Введение. 3

Понятие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). 5

Физические симптомы.. 7

Поведенческие и психологические симптомы.. 7

Профессиональная деформация личности. 8

Специфика православного социального служения с ЛЖВ и СЭВ. 9

Стигматизация. 17

Евангельское просвещение. 21

Интеграция ЛЖВ.. 22

Проблемы диагностики СЭВ. 22

Кризис религиозности. 23

Аскеза или расщепление. 24

Религиозный перфекционизм. 24

Методы работы с синдромом эмоционального выгорания. 25

Цели. 26

Мотивы.. 27

Информированность. 29

Духовное руководство. 29

Роль духовного руководства в работе с ЛЖВ. 30

Направление социальной работы. 31

Подбор кадров. 32

Назначение руководителя. 33

Ответственность. 34

Готовность волонтера. 35

Психологическая поддержка. 35

Практические рекомендации по работе с СЭВ. 35

Выбор кандидатов. 35

Подготовка кандидатов. 36

Супервизия. 36

Групповые встречи. 36

Консультации со специалистами. 36

Духовные беседы (личные и групповые) 36

Периодическое подведение результатов работы. 37

Коррекция жизненной стратегии, как основной метод профилактики СЭВ. 37

Стратегия «отказа». 38

Стратегия «вынужденности». 39

Стратегия соразмерности. 42

Заключение. 43

Список литературы.. 45

 

Введение

Развитие социальной деятельности Русской Православной Церкви, а также иных религиозных общин, ставит перед специалистами и волонтерами, участвующими в социальной и психологической работе с людьми, живущими с ВИЧ (ЛЖВ), и их близкими, новые задачи и трудные вопросы. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – одна из проблем социального служения религиозных организаций, диагностика, профилактика и преодоление которой – серьезная и нелегкая задача. Задача эта может быть решена совместными усилиями специалистов, медиков и психологов, священноначалия, лидеров общин и волонтеров.

Настоящее методическое пособие разработано для волонтеров и специалистов, работающих в подобных движениях, общинах, клиниках, группах самопомощи, и для обучающихся кандидатов в служители. Это пособие адресовано также священнослужителям, которые непосредственно работают с ЛЖВ, организуют группы социальной помощи или являются духовными попечителями и руководителями таких групп и общин.

Методическое пособие дает общие сведения о синдроме эмоционального выгорания, краткий анализ причин и факторов, обуславливающих развитие синдрома, наиболее важные представления о нем. Но главное научно практическое направление настоящего методического пособия – профилактика СЭВ  среди служителей (в том числе священнослужителей), волонтеров и специалистов, работающих в религиозных движениях, группах, приходах, общинах, больницах, СПИД центрах.

Профилактика СЭВ включает несколько аспектов: информированность руководителей и участников социальных групп о признаках и сути СЭВ; понимание природы факторов риска и наличие навыков снижения риска, через выбор стратегий жизни, условия жизнедеятельности, стремление к рациональному пользованию дарами и возможностями; умение преодолевать СЭВ и восстанавливать потенциал личности и здоровье человека.

Понятие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).

Термин «эмоциональное  выгорание» введен  американским  психиатром Х. Дж. Фрейденбергером  в  1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном  и  тесном  общении  с клиентами, пациентами  в эмоционально  насыщенной атмосфере при  оказании профессиональной  помощи. Первоначально этот  термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.   Список подверженных СЭВ профессий объединяет близкий контакт с  людьми,  который, с эмоциональной точки зрения, часто  трудно поддерживать  продолжительное время. Специалисты и волонтеры, работающие с уязвимыми группами населения – химически зависимыми, заключенными, бездомными, людьми, живущими с ВИЧ, постоянно сталкиваясь с человеческой болью, страданием, смертью, испытывают тяжелый стресс, приводящий к синдрому выгорания. 

Согласно современным данным, под "психологическим выгоранием"  понимается состояние физического, эмоционального и  умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя  три  основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм)  и редукцию профессиональных достижений. Иными словами, признаками СЭВ являются предельное истощение, отстраненность от клиентов (пациентов) и от работы, а также ощущение неэффективности, недостаточности и даже бесполезности своей деятельности.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Многие психологи отмечают доминирующую роль  межличностного фактора в  возникновении выгорания. Все виды деятельности, в которых человек оказывает помощь другому человеку (врачебная, учительская, социальная, духовная), связаны с высокой степенью эмоционального напряжения, и других факторов: хроническим   напряжением   психоэмоциональной   деятельности, дестабилизирующей  организацией  деятельности, повышенной  ответственностью  в деятельности и отношениях (особенно свойственной религиозным служениям).
К этому перечню можно добавить  факторы, выделенные   Решетовой  Т.В.: неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать  словами  свои ощущения), что всегда связано с тревогой; трудоголизм,  когда  происходит  камуфлирование  какой-либо проблемы работой (трудоголик спешкой и безостановочностью прикрывает свою  профессиональную  несостоятельность); люди  без  ресурсов  (социальные  связи,  родственные  связи,  любовь, профессиональная  состоятельность,  экономическая  стабильность,  цель,  здоровье и т.д.)
Процессуальное   содержание деятельности, приводящей к СЭВ, заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в  состоянии  субъекта - другого человека, которому адресована профессиональная помощь (то же и у священнослужителей).  Принято выделять особый фактор - психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал  в сфере общения (ЛЖВ, несомненно, трудный контингент – см. ниже).
Находясь в условиях изнеможения от перенапряжения, человек с СЭВ начинает прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, что снижает нравственную составляющую и приводит к религиозному чувству вины. Но типичный вариант экономии ресурсов - эмоциональное выгорание. Врачи, социальные работники, психологи, волонтеры  спустя  несколько лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения  профессиональной деятельности. Для церковных служителей, волонтеров и специалистов такая энергосберегающая стратегия невозможна, так как она противоречит Евангелию (См. – «Роль духовного руководства… »), и может обернуться безразличием и апатией, но имеет место быть.
Симптомы эмоционального  выгорания    условно  разделяют  на  физические, поведенческие и психологические. 
Физические симптомы
К физическим симптомам относятся: усталость; чувство истощения; симптом хронической усталости; восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса (нарушение питания: обжорство или отсутствие аппетита, и сбои в обмене веществ); одышка или нарушения дыхания; снижение иммунитета (частые простудные заболевания); ухудшение зрения, слуха; пониженное или повышенное давление; сердечная невралгия; бессонница.
Поведенческие и психологические симптомы
К поведенческим и психологическим симптомам причисляют: ощущение, что работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее - все меньше; необоснованные изменения в рабочем графике (человек поздно появляется на работе и рано уходит или рано приходит на работу и остается надолго, берет работу на дом); чувство неосознанного беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; человек обращает излишнее внимание на детали; подозрительность; чувство всемогущества («власть над судьбой» пациента); ригидность («застревание» на одном виде деятельности, трудности в адаптации к новой ситуации); неспособность принимать решения; дистанционирование от пациентов и стремление  к  дистанционированию  от коллег («никого не хочу видеть!»); повышенное чувство ответственности за пациентов («если не я, то кто же?») или отказ от своей ответственности («от меня ничего не зависит»); излишняя болтливость или полная замкнутость; общая негативная установка на жизненные перспективы. Вне работы СЭВ может проявляться в злоупотреблении алкоголем и (или) наркотиками; предпочтении экстремальных видов спорта, связанных с неоправданным риском для жизни (дайвинг, альпинизм, горные лыжи, прыжки с парашютом); слишком быстрой езде на автомобиле; пристрастии к просмотру сериалов, чтению желтой прессы и «бульварной» литературы; отказе от общения с друзьями и родными.
"Выгорание"   очень инфекционно и  может  быстро  распространяться  среди сотрудников.   Те,   кто подвержен  выгоранию,    становятся    циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми, которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро превратить целую группу  в  «общину выгорающих».
Выгорание приводит к деформации личности.

Профессиональная деформация личности

Профессиональная деформация личности — это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (медики, учителя, психологи, а также священники и волонтеры). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. А начинается деформация с того, что человек, полностью поглощенный своей работой, посвящает всю свою жизнь профессиональной (или волонтерской) деятельности, совершенно не заботясь о других областях жизни, что и приводит к искажению развития личности.

Согласно выводам психологов, часто профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих людей проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.  Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.

  Специфика православного социального служения с ЛЖВ и СЭВ.

Эмоциональное выгорание, как синдром, встречающийся в профессиях «человек – человек», свойственен также и «духовным» профессиям. Это профессии, в основе которых находятся духовные и религиозные учения. Служители всех рангов религиозных организаций, а также волонтеры и общественные активисты, тоже подвержены факторам риска синдрома эмоционального выгорания. Не составляют исключение и священнослужители. Это не является новостью. В Западной Европе эмоциональное выгорание священнослужителей изучено наряду с СЭВ других специалистов, работающих с людьми. В России о СЭВ среди священнослужителей заговорили недавно[1].

Само признание такой проблемы, которая давно сформировалась и проявилась, чрезвычайно важно. Это как постановка диагноза, то есть, "половина" пути к исцелению. Психологи, медики, социальные работники, а также широкий круг специалистов как в Церкви так и вне её, могут включиться в работу в этом направлении.

Для священника такой синдром давно знаком, хотя и не был ранее назван. Русское священство в городах и крупных районных приходах подвержено риску СЭВ более, нежели сельское духовенство. Причиной тому максимальная эмоциональная, психологическая  и физическая напряженность деятельности. Проблема состоит не только в том, что городской священник гораздо более занят, а также, не только в том, что сама деятельность священника имеет многие факторы риска СЭВ (велико число людей, с которыми ежедневно встречается священник; сложный контингент приходящих к нему людей – больные, унылые, отчаявшиеся, «убитые» горем, и т. п.), но и в том, что есть специфические черты деятельности священника, увеличивающие риск возникновения СЭВ.

Прежде всего, следует иметь в виду высочайшую степень ответственности священника в пастырской деятельности. Чем менее опыта у священника, тем выше напряжение от сознания ответственности. Опытный священник смирением и мудростью «утоляет» свою завышенную и порой неадекватную ответственность. Молодой (сейчас, после возрождения Церкви, молодых священников большинство) священник «сгорает» от одной только ответственности, чаще всего неадекватной.

Во-вторых, сложившееся церковное общественное сознание проявляет завышенные многофакторные профессиональные ожидания от священника. Современное православное общество относится к священнику с таким пиететом, с таким восторгом и благоговением, соответствовать которым может только опытный и незаурядный священнослужитель. От священника ожидается высокая образованность, нравственная безупречность, опытность, неутомимая способность ВСЕГДА быть в готовности совершать свои обязанности, причем не по долгу, а по горению и любви.

В-третьих, от священника ожидается благодатность и сверхъестественные дары.

Таким образом, специфическим фактором повышенного психологического напряжения у священника, а также социальных волонтеров и служителей религиозных общин, можно считать завышенный социальный и индивидуальный «образ себя», «Я-концепцию». Это фактор усиления и усложнения общих факторов СЭВ.

Учитывая все это, и еще многое другое, можно предположить, что риск возникновения синдрома эмоционального выгорания у священнослужителей выше, чем у других «специалистов». Это же можно отнести и к тем, кто сослужит и помогает священнику в церкви и в социальном служении: дьяконам, алтарникам, преподавателям приходских школ, волонтерам и лидерам социальных служб.  Развитие у них СЭВ также распространено.

Нужно помнить, что, как уже было сказано выше, наступление СЭВ имеет «инфекционный» характер. Сотрудник в состоянии эмоционального выгорания может «заразить» других. Так циничность, вялость и признаки эмоциональной экономии могут приниматься другими, особенно начинающими волонтерами, как должное отношение и поведение «помогающего». Поэтому СЭВ небезопасен в общине.

Конечно, у СЭВ есть свои стадии и сроки. Для священников отдельные признаки эмоционального выгорания могут проявиться спустя несколько лет после начала его пастырской деятельности. Выгорание может наступить после того, как священник вполне освоит своё служение, на что уходит от двух до пяти лет. После этого наступает привыкание, успокоение,  и может наступить равнодушие.

Главный духовный симптом СЭВ у священников - утрата смысла своего служения. Причин у этого много. Это идеализация священнической профессии, гордость, личный непрофессионализм, психологические причины несоответствия своему призванию. Это могут быть ошибки выбора. Все это вместе ставит вопрос отбора кандидатур в священство. Но это только одна сторона факторов риска.

С другой стороны, готовность служителя к проявлениям у себя признаков выгорания, знания о СЭВ, возможность получения помощи, наличие навыков профилактики – все это пути преодоления признаков СЭВ. Ведь эмоциональное выгорание не только можно распознать, диагностировать, но и преодолеть. Самое важное, дать понять служителям причины СЭВ, открыть пути и возможности преодоления симптомов, исцеления и восстановления высокой профессиональной работоспособности.

Одна из проблем СЭВ у волонтеров из религиозных организаций и священнослужителей заключается в недооценке опасности СЭВ и в переоценке собственных сил. Известно, что феномен неофитства и фанатизма свойственен религиозному сознанию в известных пределах. Одним из свойств сдвига религиозного сознания при этом является переложение ответственности за свое здоровье, состояние и способности работать на Бога, духовного лидера или на чудо. Во вне религиозном сознании это можно сравнить с неадекватной (завышенной) оценкой своих способностей. Неадекватная ответственность, а именно так можно квалифицировать подобное состояние, позволяет ставить перед собой необоснованные цели и проявлять завышенные ожидания от себя и своих способностей.

Для религиозных деятелей начального этапа обращенности распространены завышенные ожидания и возвышенные цели. Этот жизненный период переживается как сверхактивный. Неофит переживает необыкновенный подъем жизненных сил, богатые эмоциональные события, ставит себе грандиозные цели и берется за самую трудную работу.

В общине неофиты могут составлять основную группу лидеров, организующих всех остальных в новых движениях и видах деятельности. Включаются неофиты и в группы, работающие с ЛЖВ. Более того, нередки случаи, когда именно новообращенные (неофиты) возглавляют такие группы.

Человека с неадекватной самооценкой и неадекватной ответственностью (что часто совпадает) привлекают самые трудные виды деятельности нередко потому, что достижение целей здесь обещает самые высокие результаты.

Неадекватная самооценка может быть невротического происхождения. В таком случае бывает очень трудно помочь такому волонтеру или служителю, не решив психологических личностных проблем. Неадекватная самооценка может происходить также и от эйфории неофитства. В этом случае развитие религиозного опыта и умелое духовное руководство бывает достаточно, чтобы добиться равновесия сил и желаний.

Неадекватная ответственность проявляется в том, что такой человек полагается в большей степени не на собственные силы, а на благодать и чудо. Многие подвижники проходили такое испытание на раннем этапе своего подвига и предупреждали учеников своих. Адекватная же ответственность характеризуется тем, что человек отвечает только за то, что может контролировать и на что может повлиять. Он не берет на себя лишнего, не строит невыполнимых планов, но за свою часть работы отвечает полностью, и в этом на него можно спокойно положиться.

В самых трудных видах деятельности может проявиться самая высокая пламенная религиозная вера, что для самого неофита может служить доказательством того, что он истинный верующий. Это не столько социальная награда (хотя её тоже жаждет неофит), сколько внутри личностная. При обращении в веру человек может долгое время чувствовать себя ещё ненастоящим верующим, и потому испытывать чувство религиозной неполноценности. При этом работа на самых трудных участках социального служения может служить ему компенсацией.

Таким образом, период повышенной активности новообращенных это высокий риск СЭВ.

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, непосредственно с ней не связанных, забывает о собственных нуждах,  затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как  чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Отказ от собственных потребностей носит в религиозном кругу особый смысл. Он совпадает с Евангельским призывом и со святоотеческим научением основам христианской жизни. Служение ближнему и отказ от себя – становится главным смыслом христианской жизни. При этом «служение ближнему» понимается как служение по необходимости, а не по возможности, служение, как насильственное принуждение себя к служению. Часто о возможностях (способностях, умениях, квалификации, компетенции, профессионализме) забывают. На первое место выходит рвение, настойчивость, упрямство, самозабвение. А «отказом от себя» здесь именуют прекращение удовлетворения своих собственных потребностей, причем основных – сна, еды и отдыха. Так складывается образ волонтера и служителя, в основе которого лежит несоответствие возможностям человека и пренебрежение его важнейшими потребностями.

Возможности человека вещь - относительная. Их нельзя измерить, нельзя назначить, их нельзя заставить быть. Человек обладает силами, желаниями, дарами и способностями в меру, которую он сам не выбирает. Осознание их меры – есть трезвость и смирение. Это дело только самого человека. Только сам человек может осознать, сколько сил и какие способности он имеет сегодня. Только сам человек может осознанно принять решение, как употребить свои силы и способности, как распорядиться своим временем и силами сегодня. Это ответственность самого человека, это личная ответственность каждого. Переложить такую ответственность на кого бы то ни было - неадекватное решение, пример неадекватной ответственности. Такое решение ведет повышению риска СЭВ.

С одной стороны мы можем говорить о неадекватной ответственности самого служителя или волонтера, который переложил на Бога или духовного руководителя ответственность за свои силы, возможности, здоровье. С другой стороны, мы можем говорить о неадекватной ответственности духовного лидера, духовного отца, руководителя волонтерского движения, который «взял» на себя ответственность распоряжаться здоровьем, временем и возможностями своих сотрудников. Руководитель и лидер может противостоять этому, сохранив адекватную ответственность. Во-первых, тогда, когда он настойчиво предупредит каждого своего сотрудника о том, что они сами несут ответственность за свое здоровье. Во-вторых, при правильной организации служения, руководитель отчасти может контролировать меру участия каждого и препятствовать неумеренным подвигам.

Отказ от себя, понимаемый по евангельски, ограничивает угождение своим излишним эгоистическим желаниям и удовольствиям. Однако, это не отказ от удовлетворения своих насущных потребностей. В Евангелии есть примеры бдительной заботы о здоровье учеников (Ср. Мф 12, 1-5). Иисус не требовал от учеников Своих подвигов, превосходящих их возможности и заботился о насыщении слушающих (Мф 14, 14-20). Иными словами «отказ от себя» не подразумевает отказ от ответственности за свое здоровье. «Отказ от себя», наоборот, основывается на внимательном отношении к своим потребностям. Ведь отдохнувший, не голодный, бодрый и спокойный служитель или волонтер может быть полезнее и успешнее, чем голодный, невыспавшийся и уставший.

Следует подчеркнуть, что одним из требований к служителям и волонтерам, специалистам и организаторам, должно быть неукоснительное соблюдение собственного режима, заботы о себе, ответственности за свое состояние. В социальной работе Церкви такое требование должно соблюдаться как основополагающее. Несоблюдение этих требований ведет к СЭВ, а далее к потере сотрудников и служителей.

Можно свидетельствовать, что, не соблюдая режима «здоровья и меры возможностей», мы лишаемся наиболее активных и способных служителей и волонтеров. Неумеренный пыл и ревность неофитов в начале служения, сменяется охлаждением и увольнением из социальных программ. Потому так трудно найти кандидатов и сотрудников, что «зараза» СЭВ уже широко распространилась. Широко разошлись круги разочарования от неудач в служении. И многие из этих неудач связаны с тем, что не соблюдаются нормы человеческой жизни.

Следует иметь в виду, что наряду с синдромом эмоционального выгорания часто встречается еще одно явление, которое воспринимается негативно – это кризис религиозности. Он наступает у лиц прошедших первую ступень религиозного образования, воцерковления, освоения практики. Такой кризис – неминуемое явление в развитии религиозного сознания человека. Этот кризис может совпадать с СЭВ, может следовать за СЭВ, а может проходить незаметно.

Церковная жизнь с богослужебной и духовной жизнью под опытным руководством имеет все ресурсы для преодоления кризиса религиозности. Однако, для диагностики и профилактики СЭВ не следует забывать о кризисе религиозности, а также, не следует его смешивать с СЭВ.

 

Факторы, приводящие к СЭВ в работе с ЛЖВ.

В работе с «лицами живущими с ВИЧ» (ЛЖВ) существуют несколько факторов риска наступления СЭВ. Это относится к свойствам контингента, с которым приходится иметь дело. Другой группой факторов риска является стигматизация ЛЖВ, социальное положение и перспективы жизни ЛЖВ.

Во-первых, среди ВИЧ-инфицированных часто встречаются потребители инъекционных наркотиков (ПИН). Эта категория лиц трудна своим девиантным поведением, резким снижением интеллекта, распадом личностных структур, инфантильностью, падением нравственных навыков. Также, в группу ЛЖВ входят лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией и люди, оказывающие сексуальные услуги за деньги – все они относятся к группе риска. Когда волонтер анти-ВИЧ/СПИД работы постоянно сталкивается с людьми, потерявшими нравственный стержень, утратившими смысл жизни и веру, разочарованными в окружающем мире, безразличными, разучившимися сочувствовать боли других, он испытывает постоянный стресс, который, если не принимать профилактических мер, рано или поздно приведет к эмоциональному выгоранию.

 Еще одна труднопреодолимая трудность в работе с ЛЖВ – их стигматизация в обществе.

Стигматизация

Стигматизация ВИЧ-инфицированных – это, как правило, первая проблема, с которой сталкиваются организации и специалисты, включающиеся в борьбу против эпидемии ВИЧ/СПИДа.  Именно вопрос о стигматизации был поставлен как один из самых важных в первых попытках взаимодействия государственных и общественных организаций с церковными. Стигматизация тогда (конец 90-х) представлялась делом исключительно духовным, и от церковных организаций, от духовенства, ожидали, прежде всего, слов оправдания больным, слов утешения, слов вразумления. Тогда представлялось, что духовная работа, духовный призыв к обществу остановит панику, страх и отторжение ЛЖВ, даст мужество медикам и здравомыслие чиновникам. Обращение к Церкви, таким образом, было первоначально, по нашему мнению, продиктовано гуманитарной проблемой стигматизации, паническими настроениями в обществе и смутным предчувствием, что слово Церкви имеет магическую силу для общества и народа. Это оказалось в большой степени именно так. Как только в дело противостояния эпидемии ВИЧ включились религиозные организации, панические настроения поутихли, а в рядах анти-ВИЧ/СПИД организаций наметилась духовная бодрость. Сейчас наблюдается охлаждение некоторых движений к нашей теме. В обществе перестали бояться ВИЧ/СПИДа так, как это было на рубеже веков, хотя количество ВИЧ-инфицированных на территории  Российской Федерации год от года возрастает.

Теперь становится понятным, что стигматизация приобрела новые черты. ЛЖВ, так или иначе прошедшие «сквозь» социальное отвержение, научились выживать. Они привыкли к своему положению и научились извлекать из него «пользу». Во-первых, среди ЛЖВ распространились иждивенческие настроения. В нашей работе по консультированию нередко у ВИЧ-инфицированных обнаруживается склонность перекладывать всю ответственность за свою жизнь и здоровье на работников СПИД-сервисных организаций. Некоторые ЛЖВ усвоили потребительское отношение: «Мы больные, вы должны нас лечить, заботиться о нас». Кроме того, ЛЖВ из числа людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией научились объединяться для образования своих маргинальных сообществ в среде анти-ВИЧ/СПИД организаций, на конференциях, на семинарах. Более того, эти лица нередко обособляются от «здоровых» волонтеров, работников и участников, исключают их из обсуждения важных вопросов, как бы «стигматизируют» тех, кто не является ВИЧ-ифицированными. Такое положение представляется нам проблемным, так как одной из наших задач была работа, направленная на воспитание самостоятельности в жизни и ответственности ЛЖВ за лечение и решение своих проблем.

Тем не менее, проблема стигматизации остается. Если с научной, социально-этической, медицинской, психологической и пастырской точки зрения она решена, то на практике каждое новое поколение ВИЧ-инфицированных и специалистов, оказывающих им помощь, сталкивается с отторжением, брезгливостью и страхом, то есть с формами стигмы, хотя и не столь выраженной как 10 или 5 лет назад.

Стигма – позор, бесчестье. Стигматизированный человек – отторгнутый от общества, заклейменный позором, признанный «чужим среди своих». Стигматизация ВИЧ-инфицированных связанна с распространением ВИЧ-инфекции в среде так называемых групп риска. Стигматизация  ВИЧ-инфицированных членов маргинальных сообществ накрыла своей тенью всех ЛЖВ, в том числе тех, кто никак не способствовал своим асоциальным поведением получению ВИЧ-статуса (например, дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных матерей, или люди, инфицированные по халатности медиков и др.).

Громадную роль в стигматизации сыграла новизна болезни и малая изученность вируса иммунодефицита (ВИЧ). ВИЧ вызывал страх и панику, мифы и суеверия, и казалось, что остановить «чуму ХХ века» не удастся, разве как только изоляцией ВИЧ инфицированных, наподобие прокажённых. Именно в силу распространения этих негативных общественных веяний, участие религиозных организаций в мероприятиях, направленных против стигматизации ЛЖВ, оказалось необходимым и полезным.

Стигматизация проявляется как отторжение ВИЧ-инфицированных, их социальная дезинтеграция. ЛЖВ увольняют с работы или не берут на свободное место, могут отказать в приеме в ВУЗ, ребенка с ВИЧ-статусом могут не взять в детский сад и ясли. Встречаются примеры отказа в медицинских учреждениях, даже имеющих необходимые средства защиты и профилактики. В семьях также бывают случаи стигматизации-отторжения. Так мать одного пациента выразила свою «компетентность»: «Мы выделили ему (сыну) отдельную миску и кружку, он с нами вместе никогда не ест». Родственника (сына, брата, отца),  получившего ВИЧ-статус, могут выселить из комнаты, из квартиры, «попросить» уехать куда-нибудь. Как они узнают о диагнозе?  К сожалению, часто против воли самого ВИЧ-инфицированного, информация о результатах тестирования на ВИЧ разглашается мед.персоналом, что является грубым нарушением прав человека.

Стигматизация проявляется также в отказе общаться и дружить с ВИЧ-инфицированным, в нежелании работать с ним, в преднамеренных попытках избежать встречи с ним.

Стигматизация проявляется в осуждении больных, осуждении без знания, без выслушивания, без понимания, без информации. Чаще всего встречающаяся реакция обывателя, не имеющего достаточной информации о вирусе и непросвещенного Евангельским духом, на встречу с носителем ВИЧ – «Сам во всем виноват!» или «Это был его выбор». К сожалению, приходится констатировать, что с подобной реакцией очень часто приходится сталкиваться в православии, как на приходах, так и в монастырях.

Проблема стигматизации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом внутри русского православия не только в недостаточной информированности прихожан и волонтеров религиозных общин, но и в превратной катехизической подготовке. Не редко в качестве «православно-компетентных» верующим преподаются реакционные, панически-эсхатологические и фарисейско-законнические положения, в которых ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом объявляются наказанными Богом за все их прегрешения. Несомненно, тема покаяния наиважнейшая в нравственном богословии Церкви, но забота о больных «является предметом особой заботы Церкви» (Концепция РПЦ. 1,5.). Перевес «вины, стыда и страха наказания», как идеологических концептов православия, над любовью Бога, спасением души и преображением личности человека – вот  отличительная характеристика иной религиозности, противостоящей евангельской.

Таким образом, проблема стигматизации может быть решена на путях христианского просвещения, в Евангельском духе, в развитии медицинской и психологической информации, в действенной пастырской практике. Такая практика может иметь, прежде всего, смысл заполнения «белых пятен» в знаниях людей, верующих и не верующих, в  постоянной профессиональной переподготовке и психологической помощи специалистов и волонтеров, работающих с ЛЖВ. Просвещение, информированность и евангельская забота – вот основные импульсы работы в условиях стигматизации.

Следует учитывать, что стигматизация имеет конкретные социально-исторические  и религиозно-нравственные причины. Бороться с ними невозможно, так как они являются частью культурно-исторического менталитета народа. Более того, такие причины, взятые в культурно-историческом контексте, необходимы и церковно оправданы (в части сохранения культурного наследия русского православия). Однако, стигматизация ЛЖВ не является прямым и необходимым следствием этих причин, но их «побочным продуктом». Стигматизация, и связанная с ней социальная дискриминация ЛЖВ, не развивается там, где осуществляется действенная реализация евангельского просвещения и забота, основанная на любви к ближнему.

Работа со стигматизацией может быть организована в нескольких направлениях: евангельском просвещении, медицинском информировании, в интеграции ЛЖВ в общественные и общинные организации.

Евангельское просвещение

Концепция РПЦ  дает ясную духовную христианскую оценку эпидемии. Оценку, как  духовным причинам, так и направлению работы в борьбе с эпидемией. Опираясь на Концепцию РПЦ, сочетающую твердую Евангельскую позицию, традиционное святоотеческое учение Церкви,  христианский гуманизм и ответственность перед современными науками и обществом, возможно и необходимо организовывать постоянную помощь ЛЖВ и их семьям, открывать при приходах и монастырях постоянные или временные вспомогательные фонды, отделы и другие общественные организации, по борьбе с распространением ВИЧ. Концепция является сбалансированным и продуманным документом, на который все чада РПЦ и все епархии, приходы и монастыри могут опираться в своей социальной работе.

В своей Концепции Церковь свидетельствует: «что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, - это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных». Богозаповеданные нормы – это прежде всего Евангельская заповедь Христа. Одна из самых известных притч «О Страшном Суде» читаемая перед Великим Постом (Мф 25, 31-46) осуждает того, кто равнодушно отнесся к больному, к нагому, к жаждущему. Напротив, тот, кто посетил больного (Мф 25, 36), достоин «наследовать Царство». Отправляя на проповедь Своих апостолов, Христос заповедовал исцелять больных и дал им силу к исцелению (напр. Лк 9,1).

Интеграция ЛЖВ

Интеграция ЛЖВ в общественные и общинные организации. Это часть работы волонтеров и специалистов, которая может помочь ЛЖВ стать полноценным, принятым членом общины и сообщества. Это работа по прямому преодолению стигматизации.

 Проблемы диагностики СЭВ.

Есть особые проблемы диагностики СЭВ в религиозных группах и общинах. Первая из них – совпадение с кризисом религиозности неофитства. Вторая – трудность дифференциации аскезы от экзистенциального расщепления. Ещё одна трудность - элементы религиозного перфекционизма, встречающиеся в религиозных группах.

Кризис религиозности

Кризис религиозности заключается в появлении сомнений в вере и неудовлетворенности тем осмыслением веры, который человек имел до сих пор.  Кризис сопровождается утратой актуального смысла веры, актуального смысла жизни. Рано или поздно актуальный смысл веры действительно нуждается в переосмыслении, и тогда начинается кризис.

К признакам такого кризиса обыкновенно относят (по Ассаджиоли): усталость, депрессию, апатию, эмоциональную подвижность (как всегда бывает при неврозе, из жара в холод бросает: то человек эйфорически весел, а то уныл, грустен и меланхоличен, эмоциональная подвижность всегда очень дорого обходится близким), подверженность влиянию, страхи, мнительность, беспокойство. Чего больше всего боится человек религиозный? Утраты веры.

Как видно из вышеприведенного списка, во многом он совпадает с перечнем признаков СЭВ, особенно с первой частью. Усталость, депрессия, апатия – узнаваемое лицо СЭВ. В тоже время, это лицо кризиса религиозности. Отделить одно от другого в ситуации, когда все эти, и другие, признаки налицо, будет трудно.

С другой стороны, подверженность влиянию, страхи, мнительность, беспокойство (тревога) – свойственны такому психопатологическому состоянию, как религиозный фанатизм. Фанатизм, по мнению психологов, результат страхов и мнительности. Фанатизм – состояние несамостоятельности суждений, мнений, вероопределений. При фанатической вере очень часто возникают предпосылки для суеверий и магизма. И то, и другое весьма опасно в работе с ЛЖВ, так как провоцирует стигматизацию и обесценивает терапию и психологическую помощь.

Итак, наступление СЭВ и кризиса религиозности неофитов, а также религиозный фанатизм, дают смешанную картину, в которой трудно разобраться. В такой ситуации требуется помощь специалистов, духовный опыт и тщательный, неторопливый анализ. В этом случае многократно возрастает роль духовного руководителя, который при внимательном духовном отношении к сотрудникам, волонтерам  и специалистам, может помочь распознать состояние и оказать помощь.

Следует также иметь в виду, что СЭВ и кризис религиозности могут наступить одновременно, наложиться друг на друга, и тогда картина будет сложнее. Может быть и так, что СЭВ спровоцирует, ускорит развитие кризиса религиозности, или, наоборот, наступивший кризис религиозности может спровоцировать СЭВ.

Аскеза или расщепление.

Если аскеза, в общем и целом, знакома многим, расщепление боле специальный термин и требует разъяснения. Под расщеплением психологи понимают потерю чувствительности к своим чувствам, желаниям, состояниям, потребностям. Человек с расщеплением личности, может быть очень активен в работе, но гораздо быстрее устает, чаще чувствует изнеможение, раздражен, озлоблен. Всё это весьма похоже на СЭВ, но в тоже время имеет более глубокие личностные причины, чем выгорание. Аскезой это назвать нельзя, так как здесь нет места осознанному и решительному сокращению и отказу от своих желаний и чувств. Здесь неосознанное бесчувствие и неумение удовлетворять свои жизненно важные потребности сна, еды и отдыха. Расщепление чаще всего и ускоряет выгорание. Но если с выгоранием можно бороться известными способами, то расщепление трудно поддается самостоятельной коррекции – в этом случае необходима помощь профессионального психолога.

Религиозный перфекционизм.

Религиозный перфекционизм проявляется в неукротимом желании быть во всем самым первым, самым успешным, и все выполнять самым безупречным образом. Если это пост – то по самому строгому уставу; если это молитва – то ночи напролет; если социальная работа – с жертвенным отказом от себя и ограничением себя во всем. Религиозный перфекционизм вызывает к жизни два негативных последствия. Первое – завышенные требования к себе и другим, что ускоряет наступление СЭВ; второе – отказ от альтруистической деятельности, так как завышенные ожидания невыполнимы, а на частичные и относительно успешные перфекционист согласиться не может. Разумеется, с духовной точки зрения – это гордость.

Рассмотрев несколько возможных варианта развития картины кризиса, мы можем видеть, как непросто распознать СЭВ, и какие дополнительные сложности возникают в налаживании социальной работы религиозной организации и духовной помощи волонтерам и служителям, участвующим в ней.

Особо следует подчеркнуть значение духовного руководства. Именно духовный руководитель имеет наибольший авторитет для того, чтобы прояснить истинную картину духовного и душевного плана каждого участника движения или социальной работы. Диагностика СЭВ не может быть поверхностной. Как видно из приведенного выше анализа такая диагностика возможна только при близком и доверительном общении, иначе она может быть ошибочной.

Методы работы с синдромом эмоционального выгорания.

Главным методом работы с СЭВ, рассматриваемым настоящим пособием, является его профилактика. Именно способы предупреждения СЭВ наиболее эффективны. Это тем более важно, что появление эмоционального выгорания в религиозных группах и общинах наносит духовный вред, как всей общине, так и отдельным её членам. Нам приходилось иметь дело с тяжелыми последствиями СЭВ в некоторых приходских общинах. Главным из таких последствий было разочарование и не желание участвовать в социальной работе. В таких общинах собрать группу волонтеров для участия в любом социальном служении (тем более в таком сложном и ответственном, как работа с ЛЖВ) весьма трудно, а иногда просто невозможно. Этим, кстати, объясняется низкая активность социальной работы в некоторых приходах. Вполне возможно, что там СЭВ уже нанес вред активистам и их соратникам.

Профилактику СЭВ у волонтеров, работающих с ЛЖВ и их близкими, можно представить в виде следующей группы мероприятий:

 - прояснение целей участия в социальной работе по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их близким;

 - прояснение личной мотивации участников в волонтерской работе с ЛЖВ;

 - повышение информированности участника об особенностях работы с ЛЖВ и связанными с ней рисками;

 - внимательное и профессиональное духовное групповое и личное руководство волонтерами;

 - образовательные программы и обучение по конкретной направленности работы с ЛЖВ;

- постоянный контакт с разными СПИД-сервисными организациями, имеющими большой опыт работы в данной области (обмен опытом);

 - включение специального курса по СЭВ;

 - постоянный контакт организаторов и руководителей анти-ВИЧ/СПИД работы со всеми участниками групп, с периодическими супервизиями сложных случаев и групповыми занятиями;

 - привлечение специалистов для группового и индивидуального консультирования при необходимости.

Цели

Цель христианской социальной деятельности? Строго говоря, определить эти цели не всегда возможно. Люди могут пожелать (или согласится) участвовать в социальной деятельности по самым разным причинам и с самими разными целями.

Это могут быть личные цели, могут быть «корыстные» (не в денежном смысле) цели, могут быть цели самозащиты (например, «чтобы обо мне не подумали плохо»). Проанализировать все эти аспекты человеческой мотивации невозможно. Важно понимать, что цели общественной работы, альтруистической и духовной по своему предназначению, определяют характер отношения человека со своим служением и личную заинтересованность в успехе дела.

Например, если ведущим мотивом будет психологическая защита («чтобы обо мне не подумали плохо»), то риск СЭВ будет очень высок. В такой работе эта цель недостижима. В социальной религиозной работе нет, и не может быть удовлетворения защитных психологических потребностей.

Другой пример, некто включается в работу, чтобы чаще видеться с друзьями или с лидером общины (с батюшкой, например). Такая цель достижима, но она не имеет отношения к сути деятельности: помощь ВИЧ-инфицированным здесь - лишь повод встретиться со своими знакомыми. С тем же успехом место встречи можно было бы устроить в детском доме, в приходской трапезной или на лужайке в парке. Кажется, что место не имеет значения, главное – встреча. Но трудно абстрагироваться от чужой боли, и волонтер, желающий хорошо провести время с друзьями, приходя вместе с ними к ЛЖВ, наблюдая их страдания (а это в его планы не входило, он к этому не готов), рискует очень скоро эмоционально выгореть.

В связи с этим возникает вопрос и мотивации участников.

Мотивы

Прояснение мотивов личности участников трудная, но необходимая работа духовного руководителя. Эту работу на первичном этапе может брать на себя руководитель группы.

Мотивация помощи другому или прояснение психологических аспектов желания и готовности каждого члена группы - это очень важная часть подготовки группы. Важная, потому что мотивы каждого участника движения или группы помощи ЛЖВ, могут служить успеху, а могут причинять неудобство, или полностью сделать невозможной социальную работу. Мотивация волонтера может стать причиной, ведущей к деградации или истощению.

Прояснение  мотивации есть, таким образом, эффективная профилактика СЭВ. Прояснение мотивации - превентивная мера, но она эффективнее, чем устранение последствий СЭВ. Прояснение вполне выполнимо средствами духовного руководителя, беседами и групповыми обсуждениями. Но у духовного руководителя есть и ещё один, но очень весомый «козырь» - его опыт духовной работы с конкретным человеком. Именно духовный руководитель (священник, который исповедует человека, или духовный советчик, который давно его знает) как никто другой знает «чем он дышит», т.е. обладает ключевой информацией о кандидате. Разуется, такая информация применима им «для себя», т.е. служит внутренней рекомендацией для «благословения». Духовный руководитель должен иметь твердую уверенность в том, что при обнаружении у кандидата несоответствующей работе мотивации, он может и должен отказать в благословении. В православных общинах авторитет благословения духовного руководителя имеет непререкаемое значение. А духовному руководителю следует не только сознавать, каким сильным средством он обладает, но и пользоваться им, когда он понимает, что должен воспрепятствовать кандидату, как несоответствующему данному служению.

Цели и мотивы социального служения ЛЖВ – ключевой фактор отбора кандидатов, важнейший метод предотвращение СЭВ, а также средство выхода из СЭВ. Но для этого сам руководитель должен быть подготовлен, информирован и обучен. В его обязанности также входит и подготовка и информирование волонтеров, специалистов и служителей.

Информированность

Повышение информированности участников об особенностях работы с ЛЖВ и связанных с ней рисками – это постоянная забота руководителей социальных групп и движений. Меняется картина эпидемии, меняются средства работа против неё, меняется социальное окружение вокруг ЛЖВ – все это требует информационной поддержки. Руководитель должен постоянно заботится о своем развитии и компетенции, а также думать о повышении квалификации своих сотрудниках и волонтеров.

Информированность, актуальная и ответственная, снижает риски в работе и напряженность, которая, как мы уже писали, в работе с ЛЖВ высокая.

Сюда необходимо добавить все образовательные программы и обучение по конкретной направленности работы, а также включение специального курса по СЭВ. Иными словами, любая работа, направленная на повышение образовательного уровня движения и группы, принесет свои плоды, и, конечно, повысит устойчивость к СЭВ.

Духовное руководство

Духовное руководство,  внимательное и профессиональное, может стать самым действенным средством профилактики  и «терапии» СЭВ.

Вышеперечисленные методы, в совокупности с личной и групповой работой духовного руководителя или руководителя группы не могут не принести своих плодов.

Это включает также и привлечение специалистов для всех видов консультаций. Необходимы специализированные супервизии для каждого члена группы и руководителей.

Но все же, одним из основных методов работы по профилактике и преодолению эмоционального выгорания, с нашей точки зрения, является коррекция выбора жизненных стратегий.

Роль духовного руководства в работе с ЛЖВ.

Значение духовного лидера и духовного руководителя (духовника) для развития и оптимизации социальной помощи ЛЖВ в религиозных общинах гораздо больше, чем начальника или руководителя в общественных или медицинских организациях и движениях. Духовник является руководителем и во внутреннем мире волонтера или служителя. Иными словами он не только в работе руководитель, но и в духовной жизни. Поэтому от его компетенции, зрелости и готовности к такой работе, зависит успех общины в целом и каждого в отдельности участника социального служения.

Духовный руководитель это не только тот, кто старается не допустить СЭВ, но и тот, кто находит в себе силы, знания и компетенцию преодолеть последствия этого синдрома. Возможно ли это? Опыт нашего центра показывает, что да. Однако надо иметь в виду, что без потерь выздоровление не обходится. Нередки случаи, когда иной служитель, волонтер или специалист может навсегда покинуть социальную работу и помощь ЛЖВ. С этим необходимо считаться и не придавать этому трагический смысл. Готовность духовного лидера (руководителя, духовника) ко всем возможным вариантам развития событий – есть его духовная, личностная и профессиональная зрелость.

Главное духовное достоинство руководителя – молитва и благодарность Богу о своих духовных чадах, волонтерах и их подопечных, о специалистах и ЛЖВ, об умирающих и тех, кто их провожает. Духовная зрелость руководителя может проявляться также и в том, что человеческие судьбы, их духовный путь, личность его сотрудников, будут для него важнее профессиональных успехов, достижений, показателей, программ и отчетов. Если же бюрократические стороны социального служения берут верх – евангельское дело помощи ближнему не реализуется, а синдром эмоционального выгорания поразит сердца многих.

Нельзя, конечно, всю ответственность переложить на духовного руководителя, однако от его личных качеств и от его опыта и компетенции нередко зависит успех той или иной миссии.

Роль духовного руководителя включает в себя собственно профессиональные функции, а также психологические и духовные. К первым следует отнести следующие: выбор направления социальной работы общины или группы исходя из местных особенностей, обстоятельств, условий, возможностей (это может быть служение в хосписе, в СПИД-центре или в Доме ребенка, где есть ВИЧ-инфицированные дети); подбор кандидатов, их подготовка, выбор и назначение руководителя группы;  профессиональный уровень группы, компетенция её членов, обучение, а также контроль за их деятельностью. К психологическим функциям следует отнести заботу о прояснении психологических аспектов (желаний и готовности каждого члена группы вступить на путь социального служения), помощь, подготовку, заботу о своевременной психологической поддержке, предоставление знаний о признаках СЭВ. К духовным -  евангельское призывание к помощи, прояснение духовной цели помощи, духовная забота о совести, личных проблемах, чуткость и благодарность к успехам и достижениям. Рассмотрим их подробнее.

Направление социальной работы.

Выбор направления социальной работы общины или группы, исходя из обстоятельств, условий, возможностей. В этом выборе руководитель может опираться на самые разные критерии. Один из важных факторов -  близость места служения к храму, приходскому центру, или близость проживания большинства членов группы к месту служения. Важно учитывать наличие в общине людей с медицинским образованием, социальных работников, которые могут составить костяк группы волонтеров. Еще нужно знать, есть ли в приходе достаточное количество физически и психологически выносливых здоровых людей, готовых, а главное могущих справиться с выполнением социальных обязанностей.

Выбор направления социальной работы определяется квалификацией и компетентностью её руководителя. Часто группы помощи складываются вокруг лидера, будь это духовный лидер или профессионал в своем деле. В этих случаях успех развития движения определяется свойствами лидера, его предпочтениями, основанными на его специализации, на его образовании, на его компетенции. Очень важно, чтобы сам лидер, духовный руководитель непрестанно развивался, обучался и проходил супервизию (СЭВ также часто случается с лидерами, как и с рядовыми волонтерами). Это относится и к священнослужителям. От их здоровья и готовности, от соответствия  призвания их способностям часто зависит успех работы, а также наличие условий для появления эмоционального выгорания у них самих и у их сотрудников.

Подбор кадров

Подбор кандидатов и  их подготовка играют огромную роль в социальной работе по оказанию помощи ЛЖВ. Если речь идет о приходской общине, то отбор кандидатов является естественным продолжением пастырских обязанностей священнослужителя. Приходскому священнослужителю хорошо видны все сильные и слабые стороны личности каждого человека, входящего в его общину. Приходской священнослужитель как никто другой знает своих прихожан, и потому может наилучшим образом подобрать кандидатов. Это означает, что ему открыты даже тщательно скрываемые особенности человека, которые могут раскрыться и принести пользу в социальной работе, или, наоборот, ему ведомы такие особенности, которые могут не дать человеку понести служение, на которое он вызывается. Духовный руководитель отвечает за это свое знание, как в случае привлечения людей, заведомо непригодных к данному служению, так и в случае пренебрежения теми кандидатами, которые могли бы  раскрыть свои дарования в социальной работе с ВИЧ-инфицированными.

Бывает и так, что иной человек просится в группу помощи, но руководитель должен проявить твердость, зная, что данная работа может повредить самому человеку. Например, слишком впечатлительные люди или люди, имеющие серьезные психологические проблемы (психические отклонения или заболевания) могут усугубить свое психическое состояние, принести вред себе, тем, кому они хотят помочь, другим волонтерам и делу в целом.

Но какой бы ни была группа кандидатов, им необходима подготовка. Для любой новой группы, а также для нового пополнения группы, необходима специальная подготовка. Каждый кандидат должен пройти обучение  тому виду помощи, которую он собирается оказывать ЛЖВ.

Конечно, в прошедшее десятилетие Церковь не имела возможности тщательно готовить и обучать волонтёров и членов приходских общин, осуществлявших социальное служение. От этого вышло немало беды: некомпетентность, беспомощность, отсутствие необходимых навыков и знаний приводили к усталости, эмоциональному выгоранию, отказу от работы, и, в дальнейшем, к невозможности набрать новых членов группы. Но теперь, когда социальная работа приобретает систематический характер, мы не можем пренебрегать специализированной и высокопрофессиональной подготовкой. Более того, мы имеем для этого все условия. Роль духовного руководителя, в этом весьма значима. Ведь если духовный руководитель пренебрегает подготовкой, значит, он посылает людей с заведомо проигрышными перспективами. Иными словами, отбор и подготовка определяют будущее группы.

Назначение руководителя

Выбор и назначение руководителя группы дело духовного руководителя, его авторитета. Руководитель группы не может быть выбран группой по демократическому принципу. Его компетенция превышает начальный уровень подготовки членов команды, и они не могут по достоинству оценить его силы и умения. Именно духовник общины может назначить руководителя группы. Полномочия руководителя группы не так велики. В его ответственности составление графика работы, оснащение каждого сотрудника, назначение ему напарника, места работы, продолжительности и т. д. Вся ответственность за психологическое и духовно-нравственное состояние каждого волонтера лежит на духовном руководителе всего социального служения, всей общины. Руководитель группы не духовник, и подменять его не должен. Однако он может быть успешным наблюдателем, который может фиксировать признаки наступления СЭВ.

Ответственность

Ответственность духовного руководителя за группу в целом подразумевает получение «обратной связи» от каждого. Успех движения социальной помощи заключается не только в успешном оказании самой помощи ЛЖВ и членам их семей, но и в духовно-нравственном развитии каждого члена движения. Поэтому важно не только отчитаться в том, что и сколько сделали волонтеры, но и какими они вышли из этого служения. Если успех медицины или социального патронажа заключается в уровне и комплексе оказанных услуг, то успех религиозного духовного волонтерского движения - в духовном развитии каждого. Причем в сферу духовного успеха такое движение включает и ЛЖВ. Они сами есть не столько «объекты» помощи, но личности, которые включены в социальное движение.

Ответственность руководителя подразумевает и собственную его духовную ответственность перед Богом и Церковью. Ответственность в духовном смысле, в духовной высоте служения, а также в профилактике СЭВ.

Ответственность за профилактику СЭВ есть собственно духовная и психологическая ответственность.

Готовность волонтера

Готовность каждого члена группы может рассматриваться как компетенция и квалификация, а также психологическая готовность. К последней относится осведомленность о болезни (ВИЧ/СПИД), информированность о паллиативных способах помощи, о терапии, об особенностях контингента и проч. Главное, что авторитет духовного руководителя может быть направлен здесь на внимание и уважение этих сторон подготовки. Увы, нередки случаи пренебрежения информацией, а также поддержка духовными руководителями такого пренебрежительного отношения к информации. Это тоже мера ответственности руководителя.

Психологическая поддержка

Своевременная психологическая поддержка необходима там, где компетенции духовного руководителя недостаточно. Вопрос этот очень щекотливый. Дело в том, что нередко духовные руководители считают собственную компетенцию достаточной (особенно если они священнослужители), не имея специальных знаний и подготовки. Однако, психологическая профессиональная помощь не идет вразрез с духовным руководством, а напротив, усиливает все средства работы руководителя.

Психологическая поддержка – это предотвращение эмоциональных срывов, перенапряжения сотрудников, групповых и межличностных конфликтов. Духовный руководитель, со смирением признавая важную роль психологической поддержки, должен своевременно включать профессиональную психологическую помощь в список предстоящих мероприятий.

 Практические рекомендации по работе с СЭВ.

Выбор кандидатов.

·                   Выбор следует вести с учетом психологического здоровья. Доверяйте специалистам участвовать в отборе кандидатов для работы с ЛЖВ.

·                   Принимайте решение о принятии в группу нового волонтера с учетом консультации специалистов (врачей, психологов, опытных волонтеров).

Подготовка кандидатов

·                   Примите за правило, направлять  на работу с ЛЖВ только прошедших специальную подготовку волонтеров и специалистов. Прошло время направлять на социальную работу неподготовленных сотрудников, работающих только «на энтузиазме».

·                   Подготовка может включать, как общие знания о ВИЧ/СПИД, так и психологические знания и  сведения о СЭВ.

Супервизия

·                   Супервизия, т.е. беседа с самоконтролем душевного и духовного состояния каждого сотрудника должна проводиться регулярно, не реже одного раза в три месяца. Все сложные случаи необходимо обсуждать сразу же после их возникновения.

Групповые встречи

·                   Встречи, на которых все участники могут поделиться своими проблемами, успехами, чувствами, недоумениями, а также задать вопрос и поставить проблему необходимы, причем, не реже одного раза в месяц.

·                   Желательно, чтобы такие встречи проходили с духовным руководителем, но ведущими были психологи.

Консультации со специалистами.

·                   Консультации специалистов по новой информации о ВИЧ/СПИДе необходимы регулярно.

·                   Консультации с психологами нужны при появлении проблемы, в сложных случаях необходима супервизия.

Духовные беседы (личные и групповые)

·                   Священники и духовные руководители должны участвовать в беседах и встречах (не реже одного раза в три месяца групповые, и одного в месяц  - индивидуальные).

Планирование работы.

·                   Цели и задачи, ставящиеся перед волонтерами, должны быть четкими, реалистичными, адекватными их физическим и психологическим возможностям.

·                   Важно составить график работы (дежурств, встреч) с возможностью взаимозаменяемости.

Периодическое подведение результатов работы.

·                   Общие встречи/собрания с подведением итогов, успехов/неуспехов необходимы, чтобы получить «обратную связь». Каждый сотрудник может иметь возможность рассказать о своих достижениях, и просто о своей работе.

Выделение времени для отдыха, досуга и неформального общения.

·                   Можно устраивать чаепитие в середине или в конце рабочего дня, организовывать совместные паломнические поездки, походы в музеи и театры, прогулки, выезды на природу, устраивать праздники, отмечать дни рождения и памятные для членов коллектива даты – все это способствует сплочению коллектива и снятию напряжения.

Поддержание здорового образа жизни.

·                   Волонтерам необходимо следить за своим сбалансированным и регулярным питанием, заниматься физкультурой и спортом, обеспечить себе достаточно времени для сна (7-9 часов в день) и отказаться от вредных привычек.

Коррекция жизненной стратегии, как основной метод профилактики СЭВ.

Стратегия жизни – выбранная модель поведения и отношения к себе, своим целям, желаниям, чувствам, способностям, возможностям, а также модель взаимоотношений с другими людьми. С другой стороны, жизненная стратегия это образ жизнедеятельности, включающий семейно-родовые, профессиональные и личностные паттерны поведения, определяемые стратегическими целями; жизненная стратегия – выбор основной, ведущей деятельности, определяющий всю жизнь личности; жизненная стратегия – целостный план жизнедеятельности, подчиненный ведущей цели.

Существуют различные жизненные стратегии, которые можно условно разделить на эффективные и неэффективные. Эффективность выбранной человеком стратегии можно оценить по уровню его достижений с течением времени. Не всегда высокие достижения в начале пути гарантируют успех в конце, поэтому надо рассматривать изменения в динамике. Есть стратегии, которые приводят в итоге  к эмоциональному выгоранию или к деградации. Вот некоторые из них.

Стратегия «отказа»

К неэффективным относится стратегия отказа или избегания. Это отказ по отношению к цели - равнодушие, отвержение, пассивность, безнадежность. С духовной точки зрения – это стратегия уныния и отчаяния, малодушия и неверия.

Девизом человека, выбравшего такой стиль жизни, можно было бы назвать слова «Мне все равно». Чтобы сделать пример ярким и наглядным, можно немного утрировать ситуацию: «Все равно у меня ничего не получится/ от меня ничего не зависит», «все равно у меня нет на это времени/денег/сил и т. п.», «все равно ничего нового я не узнаю», «все равно это не совсем то, что я хочу», «все равно это ненадолго» и так до бесконечности – «все равно мы все умрем». Человек отказывается от возможностей, которые перед ним открываются, от способностей, которыми он наделен, от изменений, надежд, развития. Не хочет рисковать, не доверяет себе и миру, боится, а в результате ничего не делает (вся жизнь сводится к обеспечению «прожиточного минимума») и постепенно начинает деградировать. Обесценив свою жизнь, заложенный в нем потенциал, богатство и щедрость окружающего мира, такой человек унывает, завидует, ропщет, но и пальцем не пошевелит, чтобы что-то изменить.  Малейшее усилие, проявление своей активности вызывает тревогу, возможность повлиять на ситуацию, стать «причиной» - пугает. Эту стратегию можно было бы еще назвать стратегией избегания – ведь желание убежать от ответственности за свою жизнь здесь, пожалуй, главное. Волонтеры с подобной стратегией встречаются не часто, так как сама идея волонтерской работы предполагает активную жизненную позицию. В социальное служение такой человек может попасть «случайно»: по инерции «все пошли – и я пошел» (чтобы не выделяться, не делать свой выбор) или, повинуясь чужому решению, просьбе «неудобно было отказать». Толку от таких безвольных «волонтеров» в работе мало: они безынициативны, инертны, нуждаются в четких указаниях и постоянном контроле, но они могут хорошо выполнять небольшие поручения, не связанные с серьезной ответственностью.

  Может ли у человека со стратегией избегания возникнуть синдром эмоционального выгорания? Конечно. Ведь то, чем он занимается, он делает не по своей воле и без всякого интереса. Он эмоционально не включается в служение, его ничто не волнует. Личная отстраненность, отсутствие ощущения собственной эффективности и удовлетворения работой – это и есть признаки СЭВ.

Стратегия «вынужденности».

Эта неэффективная жизненная стратегия выглядит совсем по-другому. Здесь энергия бьет ключом, жизнь кипит, человек может горы свернуть. Что же в этом плохого? Если посмотреть со стороны, то эта жизнь похожа на ежедневный подвиг, но если проанализировать мотивы («зачем я это делаю?») этой бурной деятельности, а также обратить внимание не на промежуточные, а на конечный результат, то от видимого «героизма» не останется и следа.

С духовной точки зрения – это стратегия гордости. Ведь стремление достичь успеха здесь продиктовано не любовью и  призванием, а страхом быть хуже других, желанием самоутвердиться, доказать всем, но в первую очередь себе, свою полноценность или даже свою исключительность. Человек делает то, что «надо» (согласно его мнимым целям, а также с точки зрения общества, культуры, его семьи), пытаясь достичь идеала, следуя правилам и стереотипам, прилагая все свои силы.

Как правило, то, чем такой человек занимается, его не очень интересует, а объем работы превышает его возможности, но он продолжает свою деятельность из чувства долга. «Я обязан довести начатое дело до конца любой ценой» (иногда, к сожалению, ценой своего или чужого здоровья, а порой и ценой жизни), «Будь готов! – Всегда готов!», «Покой нам только снится!» или «Отдыхать можно только, когда все дела переделаешь» (то есть никогда!), «Если не я, то кто же?!», «В нашей семье никто никогда никому в помощи не отказывал» (как правило, эта установка соседствует с убеждением «Просить что-то для себя неприлично»). Все эти фразы, знакомые каждому с детства, превращают жизнь в выживание, в постоянную борьбу, в «бег с препятствиями». Нельзя расслабиться, отдохнуть, порадоваться.

«Надо, должен, обязан!» - девиз стратегии «вынужденности». Можно проследить поэтапно, пошагово развитие этой стратегии.

Сначала человек, вдохновленный какой-то идеей, которая ему кажется благой и которую он воспринимает, как правило, своей, а не заимствованной или навязанной, определяет для себя цель. Например, сделать кого-то счастливым, научить жить правильно (как ему кажется) или спасти, изменить, образумить, наставить на путь истины (мужа, детей, родителей, учеников, сотрудников, друзей, больных), т.е. «причинить им добро». Могут быть более глобальные цели – улучшить мир, общество. Цели эти недостижимы по определению, так как лежат вне зоны ответственности и сферы влияния человека (это дело Божие), но он ослеплен мечтой о «светлом завтра», поэтому не замечает очевидных вещей. И вот он начинает идти к своей неосуществимой мечте, старается изо всех сил, не щадя живота своего в прямом и переносном смысле, не зная сна и отдыха. В первое время на энтузиазме и адреналине, который мобилизует организм, кажется, что все идет хорошо, есть наглядные успехи и достижения.

Но если не делать передышки, не восполнять свои ресурсы, то рано или поздно перенапряжение приведет к появлению раздражения, которое выльется либо в злость и обиду («посмотрите, до чего они меня довели!»), либо в вину и стыд («мало я стараюсь, надо еще поднатужиться!» или «у других ведь получается, а я что же?»). Здесь бы хорошо остановиться, чтобы спокойно оценить ситуацию, пересмотреть свои действия, что-то изменить, подкорректировать. Нельзя!  «Не успею, не сделаю, не справлюсь, все испорчу, всех подведу!» - эти мысли подгоняют, заставляют идти дальше, а физических и психологических сил становится все меньше, постепенно наступает истощение. Продолжая «геройствовать» в истощенном состоянии, человек, по сути, совершает сам над собой насилие. Именно сам! Окружающие, заметив его усталый вид, страдая от его постоянного раздраженного состояния, давно уже просят его, чтобы он отдохнул, перестал так сильно напрягаться, позволил ему помочь, поделился бы ответственностью. Но наш «герой» не таков! Подобные увещевания и проявления заботы только больше озлобляют его: «Я сам со всем справлюсь! Не мешайте! Я лучше знаю, что делать!». И вот, незаметно для себя, он доходит до полного эмоционального выгорания. Когда это происходит, человек может вести себя по-разному: уйти из служения (независимо от возможных неприятных последствий его ухода – ничто его не остановит); начать употреблять химические вещества (алкоголь, наркотики), чтобы на какое-то время вырваться из этой реальности; заболеть (организм не выдержал такой нагрузки); поменять общину или область социального служения (думая, что причина его состояния, это неподходящий вид деятельности или «плохие» сотрудники/начальник/подопечные); впасть в депрессию. Так или иначе, это время резких перемен, разрыва связей. Вся предыдущая жизнь, все отношения, достижения обесцениваются. Наступает тяжелый личностный кризис, в котором бывший «герой» нуждается в поддержке близких и помощи специалистов (священник, психолог-консультант, невропатолог, клинический психолог, нарколог).

Стратегия соразмерности.

Наряду с неэффективными жизненными стратегиями, существуют эффективные стратегии, которые помогают избежать появления синдрома эмоционального выгорания, способствуют развитию личности и преумножению ресурсов. Одна из них – стратегия соразмерности, основанная на осознанности, смирении, творчестве, следовании своему призванию и  самореализации. Основная отличительная черта данной стратегии – наличие у человека чувства меры и адекватного, реалистичного восприятия себя и окружающего мира, что напрямую связано с личностной зрелостью.

Личностная зрелость не дается нам изначально, а созидается нами в течение всей жизни. Это духовный путь, путь духовного взросления. И на этом пути взросления мы нуждаемся в психологической помощи и духовной поддержке.

Зрелый человек может сохранять внутреннюю гармонию, поддерживать хорошие межличностные отношения даже в стрессовых ситуациях, которые постоянно возникают в работе с ЛЖВ и их близкими. Ориентирами для зрелой личности являются не навязанные стереотипы и правила, не мнения и желания окружающих, а ощущение собственного призвания и своего потенциала, своих способностей, талантов и возможностей. Такой человек уверен в себе (не путать с самоуверенностью!), честен, уважает себя и других. Его отличает чувство собственного достоинства и доброжелательное отношение к людям.  Другой человек для него, прежде всего, личность и никогда не «объект». Он живет «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем. Он помнит, что работа (волонтерство, социальное служение) – лишь часть его жизни, а не ее цель и смысл.

Психологическая зрелость проявляется  так же в осознавании и проживании своих чувств. При этом общий жизненный настрой зрелой личности остается позитивным, оптимистичным, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться. Такая жизненная стратегия - лучшая профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Заключение

Проблема выгорания слишком серьезный противник в руководстве социальными группами, чтобы надеяться преодолеть «его», не предпринимая никаких мер. Есть немало руководств, в которых приводятся самые разнообразные методы противодействия СЭВ. Не следует пренебрегать ими. Это не значит, что их все надо применять. Каждый руководитель, опираясь на собственный опыт, на знание своей команды, аудитории, специфики духовных ориентиров (включая конфессиональные), а также на интуицию, может сам выбирать методы противодействия. Интуиция духовного руководителя, рождающаяся в молитвенном и аскетическом опыте, может быть определяющей.

Предложения, которые нами изложены в этом методическом пособии, относятся в основном к профилактике, но могут применяться и к «терапии» СЭВ.

Коррекция жизненных стратегий - длительная духовная работа, требующая духовной и психологической помощи. Это работа, как индивидуальная, так и групповая.

Мы надеемся, что предложенное нами методологическое направление профилактики и преодоления СЭВ найдет свое место во многих отраслях социальной работы.

Список рекомендуемой литературы

1.      Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и  на  других.  - М., Информационно-издательский дом  'Филинъ'', 1996.
2.      Маслач К. Профессиональное выгорание: как  люди  справляются.  Статья 1978. Интернет.
3.      Орел В.Е. Феномен  выгорания" в  зарубежной  психологии:  эмпирические исследования.  Журнал  практической  психологии   и   психоанализа.   2001г. сентябрь.

4.      Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, №1.- С.90-101.

5.      Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.

6.      Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. – с.85-95.

7.      Руководство для волонтеров, работающих в области ВИЧ/СПИДа. – М., Медицина для Вас, 2005 г., с. 2-8.

8.      Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

9.      Трунов Д.Г.  Синдром сгорания": позитивный подход к  проблеме.  Журнал практического психолога. 1998 г.,  5.
10.  Форманюк  Т.В.  Синдром   эмоционального  сгорания"  как   показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж.  Вопросы  психологии",1994  г.,  6.
11.  Шахгильдян В.И., Беляева В.В.  Паллиативная помощь при ВИЧ/СПИДе. Руководство по оказанию паллиативной помощи людям, живущим с ВИЧ. – М, РОО «СПИД инфосвязь», 2007 г., с. 127-133.
12.  Егорова О.Ю. Организация служб паллиативной помощи. М.: Сестричество во имя святого благоверного царевича Димитрия. 2007, с. 22-27.

 
 

 

 

 

 



[1]19 сентября 2008 г. в Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошел семинар на тему «Актуальные проблемы пастырского служения». Среди тем, были   проблема «токсической» веры: религиозная вера и актуализация психических расстройств; проблема «выгорания» священников, периоды кризиса веры и утраты первоначальной ревности по Богу; проблема соотнесения понятий современной психологии и психиатрии со святоотеческой терминологией; проблема верификации духовного опыта в святоотеческой традиции; практика служения на приходе и вопросы отношения священника с властью и общественными организациями;  (http://www.patriarchia.ru/db/text/463505.html). См. также интервью епископа Иллариона (Алфеева) от 1 ноября 2008 г.  (http://www.patriarchia.ru/db/text/483233.html)