/ Разделы сайта / Грехи / Грех - смертельное заболевание
«Аргументы и факты» №27, 2006г.
Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нем не знает.
Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно она лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, а грешник, нарушая все, что только можно нарушить, не только получает запретное удовольствие, но зарабатывает репутацию смелого и независимого человека.
Однако Церковь из своего опыта знает, что грех – это смертельное заболевание.
Шестой Вселенский Собор прямо определяет грех как болезнь Души. Всякая болезнь причиняет страдание и, если не лечиться, разрушает человека и приводит к смерти.
Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал ее у него. Господь терпеливо ждет, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле….
О происхождении греха
Грех – это всякое отступление от правды Божией. Святые отцы учат нас о том, что сам грех, его мистическая основа не уловима ни для ума, ни для сердца человека. Откуда приходит желание грешить, невозможно представить, но сам механизм вовлечения человека в преступление против Бога один. Всякий грех совершается в сердце настолько быстро, что не всегда можно и заметить. Греховные помыслы постоянно входят в сознание человека. Для того, чтобы не реагировать на них, необходимо иметь духовную защиту, которую может дать только сам Господь. Если же человек надеется только на себя, а не уповает на милосердие Божие, то грешит уже по одному этому и неизбежно впадает в другие, еще более страшные, преступления.
Чем же отличается духовная брань в нынешнее время?
Первый шаг – это вхождение греховного помысла, предложение греха, не сам грех, но только искушение им. Именно здесь грех легче всего остановить, именно в этот момент легче всего сказать: «Нет». Легче всего, но не легко, поскольку человеческая природа у каждого из нас изначально повреждена: во гресех роди мя мати моя, - говорит Писание (Пс.50,7). Мы только родились, но уже во грехе находимся.
Как выбраться из порочного круга? Как уберечься в таких ситуациях, которые предлагает нам жизнь? Когда приходят помыслы греховные, а приходит они постоянно, то нужно уметь сказать им «нет», отрицать их с молитвой и упованием на Божие милосердие и защиту. Но прежде того, поскольку помысел приходит не изнутри сознания, а извне, постольку необходимо уметь заметить его появление и отличить от нашего собственного желания. Если этого не сделать, то греховный помысел входит в сердце.
Второй шаг по пути греха делает человек, когда греховный помысел достигает сердца. Тогда оно приходит в возбужденное состояние, начинает строить себе картины греха и внутренне услаждаться им. Помните слова Спасителя нашего: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Господь говорит нам о том, что виновен не только тот, кто согрешил с женщиной, но и тот, кто прежде сие допустил в сердце. Эта стадия развития греха уже тяжелая для отторжения. Нужны и воля, и вмешательство ума для отрезвления сердца от того греховного угара, в который оно попало. Наслаждаясь грехом, строя все новые и новые картины его осуществления, сердце постепенно склоняет и ум к совершению греха. Тогда начинаются размышления о том, как это сделать. Последней замолкает совесть — и вот уже все существо человека направлено к согрешению. В этот момент лишь промысел Божий может расстроить спланированные действия.
Третий шаг — совершение самого греха.
А потом? Потом, если сердце еще способно различать добро от зла, то вслед за грехом приходит уныние, муки совести, стыд сердечный. В душе возгорается спасительная ненависть к собственному согрешению. Это очень важный момент: многие приходят и каются в своих прегрешениях, в тех или иных поступках против совести, но только ненависть к согрешению пробуждает в человеке дремлющие до времени великие духовные силы. Если покаяние искренне и постоянно, происходит наедине с собою и в церкви, то оступившийся начинает так ненавидеть грех, что желает уклониться от его повторения. Этого и хочет от нас Господь, этому же Он, по своему долготерпению и человеколюбию, всемерно способствует. Он не только дает силы к преодолению греховного стремления сердца, но и обстоятельства нашей жизни на время ограждает от искушений, дабы мы могли сохранить свою внутреннюю чистоту. Когда нам удается все это увидеть и прочувствовать, тогда действительно сердце кается и плачет от совершенного греха.
Многие говорят: «Что толку каяться, когда мы все равно согрешаем?» Если не каяться во грехах, а продолжать постоянно грешить, то приходят сначала привычка, а потом и «любовь» ко греху. Тогда душа срастается с грехом и перестает его замечать. По мере нашего укоренения в согрешении душа постепенно окаменевает, греховное опьянение развивается в греховную страсть, становится безотчетным и желанным. В таком состоянии человек оказывается неспособным оценить правильно свои действия и поступки. А если мы приходим в церковь и, преступая некий внутренний барьер, каемся во грехе, то происходит обратный процесс: согрешение, если и повторяется, вместо услаждения грехом приносит ненависть к нему. Не столько прогневляют Бога наши грехи, сколько нераскаянность в них.
Покаяние — это тяжелый труд. Все доброе, что происходит в человеке, дается всегда с большим трудом. Но как раз духовного труда мы и не любим, для нас он представляется тяжелым и обременительным, и мы всячески от него уклоняемся. Спасительная сила покаяния хорошо известна воцерковленному человеку и непостижима рациональному мышлению неверующего.
Важно добавить, что спасительно не только наше покаяние пред Богом, но и желание простить грех другому человеку.
Совершение греха въяве – это очень серьезный барьер, отделяющий нас от Бога. Помните, что всегда необходимо начинать с себя, а не с родных и близких, хотя чаще всего именно их грехи мы ощущаем особенно болезненно.
Непонимание сущности духовных явлений — другая особенность современной жизни. Когда непонятно, что за опасность и откуда она исходит, от нее невозможно и защититься. Всего за несколько поколений мы потеряли ту духовную ориентацию, которую дает православная церковь. Ведь вне православия, часто говорят, нет и русского человека. Трудно не согласиться. Православие и наша национальность слиты общей историей в единое целое. Многие века наш народ живет на земле, исповедуя правую веру. И трудно представить себе русского по духу вне православной церкви. Настолько она сжилась с ним, что десятилетия церковных преследований не смогли полностью отбить у народа духовную память. И все же современный человек склонен к различным духовным суррогатам, к духовному всеядству.
Как-то раз мне пришлось слышать радиопередачу, где разбирали деятельность секты свидетелей Иеговы. Женщина со слезами жаловалась, что ее ребенок попал в секту, стал неузнаваемым, ненавидит родителей, обособился от них. Она, наблюдая явное повреждение своего любимого сына, с ненавистью говорила об иеговистах, но тут же заявила, что пускай бы он в другую секту ходил, даже в православный храм, но только не к иеговистам.
Отчего такое происходит? Отчего человек не видит различий между сектой и православным храмом? Прежде всего, от неосозиания степени своей греховной поврежденности и житейской суеты, от нарушения гармонии между умом и сердцем. Господь не зря создал человека, способного и мыслить, и чувствовать. Разрушение этой гармонии — наиболее частая причина духовных заболеваний. Одни болезни могут быть явными, на уровне видимой психической патологии. Дру¬гие могут сохраняться на уровне, который мы называем неадекватным восприятием действительности, когда формируется картина мира, где нет места Богу. Поврежденный грехом уже не способен самостоятельно восстановить свою поврежденную природу, не способен разглядеть духовную опасность.
Темные силы не всесильны. Церковь живет, потому что Господь ее хранит. И церковные слу жители сохраняются от духовной заразы, если сами не захотят испытать горький вкус духов¬ной отравы. А вот колдунам дискомфортно в церкви. Они только других туда посылают для крещения и причастия, чтобы иметь возмож¬ность попирать в них святыни. Если человек не¬крещеный, то какой толк бесам радоваться, что они им завладели? Они и так им владеют. Им важно завладеть сердцем христианина. Восста¬нут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и из¬бранных, — предупреждал Спаситель (Мк. 13, 22).
Вот куда направлены усилия врага — отбить нас от Храма Божия и поодиночке растерзать; поэтому мы не должны полагаться на свое жи¬тейское разумение, знание, жизненный опыт, а должны изучать творения святых отцов, опыт их жизни в духе Священного Писания, благо он доступен для нас.
Время, проведенное в Церкви, за чтением Священного Писания, Псалтири, молитвослова, продляет дни нашей жизни на земле. Это время нашей небесной радости, ибо мы собираем не для земли, а для неба. Той радости ничто не затмит, никакое учение, никакое ложное устроение ума других людей. Господь ведь сам сказал: Доколе Я в мире, Я свет миру (Ин. 9, 5). Это так и есть.
Посмотрите, как мир тянется к свету: каж¬дый листочек, каждое растение, каждая травин¬ка тянется к свету, солнышку, теплу. Так и душа человеческая должна тянуться к Богу, источ¬нику света и всякой радости. Если она этого де¬лать не будет, то обязательно пропадет, как прошлогодняя картошка, пролежавшая в подва¬ле все лето. Хоть она и прорастет, по плода ника¬кого не даст. Такая картина чаще всего вызывает чувство отвращения, потому как не Богом уст¬роена, а нашей нерадивостью. Вот и душа также может прорасти безсмысленными побегами, блу¬ждать по миру, повреждаться, в конце концов иссушить себя и погибнуть навеки.
Тот же, кто хоть единожды испытал на себе радость присутствия Божия, тот запомнит ее на¬всегда. И, зная о ней опытно, не захочет отойти от нее, а будет пытаться сохранить ее и умно¬жить.
Большинство из нас относятся к себе терпи-', мо и благодушно до тех пор, пока мы далеки от, духовных проблем. Но стоит встать на путь ис¬полнения христианских заповедей, как посте¬пенно открывается совершенно иная картина. Человек, стремящийся жить по заповедям Христовым, по Евангельской правде, принуж- \ ден постоянно преодолевать как внутреннее, так и внешнее противодействие. Удивительно, что, даже зная об этом "противодействии, мы часто имеем самое смутное представление о том, с чем и как нам бороться.
За каждым, осознанным или неосознанным, действием или бездействием человека постоян¬но и очень внимательно наблюдают духи злобы поднебесной. Изучая нашу жизнь и постоянно карауля нас на тех или иных промахах, кото¬рые мы совершаем, они всеми силами старают¬ся отвести нас от спасения. Вот, где проходит основной фронт, вот, что должен помнить каж¬дый, кто вступает на путь духовного спасения, а значит и на путь духовной брани. Те же, кто подменяет духовную брань борьбой с окружаю¬щими людьми, руководствуясь конкретно по¬ставленными целями, обычно стремится не к духовному спасению, а ко вполне определенным действиям на этом пути и терпит одно пораже¬ние за другим.
Терпят поражения и христиане, но они при¬знают это перед собой и Богом, получая новые силы для продолжения битвы. Но, дорогие бра¬тья и сестры, существует довольно распростра¬ненная ошибка, которая может увести очень да¬леко от правды Божией. К сожалению, часто приходится слышать на исповеди, что-де так-то и так-то искушал нас бес, он то и виноват в на¬ших падениях. Кающийся иногда до исповеди и не доходит, но все рассуждает о духах злобы, их кознях и лукавстве.
Правильно ли это? И практика, и Священное Писание, и святоотеческое предание — все гово- рит нам, что нет. Грех, который совершили Адам и Ева, исходил от сердца самих прароди¬телей. Они знали, что нельзя вкушать плоды с древа, знали что, нарушают заповедь, данную им Богом. Змей делал свое дело — искушал лю¬дей. Люди могли отвергнуть искушение, и уж если не отвергли, то могли бы принести покая¬ние. Но покаяния не было. Адам обвинил Еву: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дере¬ва, и я ел. Ева же свалила вину на змея: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 12-13). Змий вселил в сердца людей, с которыми Бог общался напрямую, созданных по образу и подобию Бо-жию, лесть о своей совершенной непричастности ко злу. С тех пор природа человеческая повреж¬дена. И вот из этого повреждения она очень тя¬желыми путями стремится выйти.
Сейчас, когда столкновение с духами злобы происходит очень часто, люди просто теряются. А растерянность — это как раз то, что этим духам и нужно. Многие рассказывают о том, что в квартире совершенно явно слышат какие-то ша¬ги , звуки, ощущают присутствие посторонних людей или какой-то сущности. Правильно оце¬нить эти явления способны единицы. Обычно же такой «духовный опыт», который дается духами злобы, человек интерпретирует ложно. Он подда¬ется искушению гордой мысли о собственной го¬товности к прямому общению с ангелами, со свя¬тыми и даже с Самим Богом. Неспособность трезво оценивать духовную ситуацию, является причиной многих духовных расстройств, психи¬ческих нарушений, безрассудных поступков. До¬пустив беса в свое сердце, люди страдают, но не понимают почему и не видят никаких способов изменить сложившееся положение. Растерян¬ность, отсутствие духовного анализа, гордость приводят к тому, чего и добиваются духи злобы: их не замечают, а значит — и не будут трево¬жить.
Однажды Силуану Афонскому, когда он осоз¬нал безсилие своей молитвы и испытал полный упадок сил и отчаяния, явился видимым обра¬зом Сам Христос. Явление длилось всего не¬сколько секунд, но радость присутствия Христа на многие годы дала ему силы подвизаться в мо¬литве и стяжании христианских добродетелей. Здесь нет и тени сомнения. Но большая часть ви¬дений — из совершенно иного источника. Бесы могут принимать любой облик, и отличить их от ангела неискушенному бывает очень трудно. Здесь нужен личный опыт духовной брани.
Святоотеческая традиция не оставиа нам чув¬ственного описания или анализа явлений духов злобы и прельщения от них, сие дело подлинного духовничества весьма редкого во все времена, а в нынешние особенно. Новоначальные в вере или поврежденные в духе как правило стремятся мечтательно интерпретировать опыт чужой бра¬ни и самостоятельно применять его в отношении себя, что чревато серьезной опасностью повреж¬дения. Не будем нарушать сложившуюся тради цию и мы, хотя в дальнейшем и коснемся неко¬торых общих особенностей воздействия духов злобы.
Если будем внимательно смотреть за бесов¬скими нападками, принимая их за таковые, то увидим греховность своей души, те духовные яз¬вы, через которые бес пытается проникнуть в на¬шу жизнь. Если же вовремя будем ограждаться от нападок молитвой, даже во сне, то эта сущ¬ность отходит.
Борьба с бесом — труд постоянный, еже¬дневный. Мы всегда должны быть подготовле¬ны к сражению, как воин. Ведь оружие для брани — всегда с нами. Это наш нательный крест, и молитва, даже самая простая: «Госпо¬ди, помилуй», тут же беса отгоняет. Главное значение имеет наш духовный настрой на по¬вседневную бдительность. Многие из нас ду¬ховно, опытно знают силу креста и молитвы. Чтобы успешно бороться с бесами и одержи¬вать победы над ними, нужно не только их чув¬ствовать, а вести христианскую жизнь, пытать¬ся бороться, сопротивляться, ибо бесы делают свое дело, а мы должны делать свое дело: ис¬полнять заповеди Божий так, как велит Иисус Христос, ведущий нас ко спасению.
Многие думают, что грехи наши существуют сами по себе и не имеют непосредственной связи с бесовской активностью. Но, как мы видим из ис¬тории грехопадения первых людей Адама и Евы, это не так. Сам Господь в данной нам молитве ствий, видений, и легко обнаруживается людь¬ми, имеющими стойкий духовный иммунитет православной веры.
Бесы соблазняют нас через все те страсти, которые мы вырастили в своей душе, пытают¬ся их всячески укрепить и распалить. В лука¬вую душу не войдет премудрость и не будет оби¬тать в теле, порабощенном греху (Прем. 1, 4). Премудрость не войдет, а вот бес — не замед¬лит.
В наше время бесы часто паразитируют на глубоких душевных привязанностях к близким людям. Горе утраты способно помрачить созна¬ние и создает бдагоприятную почву для контакта с ними. Принимая облик дорогих и близких лю¬дей, они стремятся вовлечь пострадавшего в об¬щение и усугубить травму. Чувство сочувствия и жалости им не ведомо.
Нападки бесовские редко бывают в одном и том же виде. Поначалу они грубые, резкие; и ес¬ли не достигают своей цели, то впоследствии принимают все более изощренные формы. В этом бесы чрезвычайно изобретательны и, как прави¬ло, им удается ввести в заблуждение. Нужно твердо помнить: Господь никогда не попускает искушение свыше человеческих сил.
Воздействие бесовское губительно для чело¬века, ведь бес — существо павшее целиком, пол¬ностью; падение человека имеет все-таки поло¬винчатый характер. Он может с помощью Бо-жией и восстать от греха. Но, без обращения к учит: «...и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Т.е. мы не должны равнодушно входить в искушение (грешить), но просим Бога избавить нас от лукавого дабы не испытывать су¬деб Божиих и не стремиться самостоятельно, свои¬ми силами бороться с бесами, ибо таковых сил у человека нет, а избавляет от искушения и греха только благодатная сила Божия.
Бес действует на воображение. Он может за¬владеть им настолько, что отличить реальность от видения нам становится нелегко. Уровень и сила искушений у каждого человека различны и обнаруживается только в духе, отсюда и воз¬никло духовничество, особое духовное ведение, открываемое Самим Богом. Ни собственный ду¬ховный опыт борьбы, ни духовное знание не способны сами по себе открыть глубинный промысел Божий о человеке, всегда можно оши¬биться. И все .же есть особенности, которые по¬могают обнаружить приближающуюся опас¬ность.
Вот первая особенность — чувство страха. В силу своей разрушительной природы бесы не способны принести мир в душу, утешить ее. По¬сле их посещений остаются страх, раздражение, подавленность и чувство оскверненности. Это разрушительное, чрезвычайно опасное начало можно заметить и немедля отойти прочь.
Другая особенность, характерная для бесов¬ского присутствия, заключается в безсмысленно-сти и деструктивной последовательности их дей ствий, видений, и легко обнаруживается людь¬ми, имеющими стойкий духовный иммунитет православной веры.
Бесы соблазняют нас через все те страсти, которые мы вырастили в своей душе, пытают¬ся их всячески укрепить и распалить. Б лука¬вую душу не войдет премудрость и не будет оби¬тать в теле, порабощенном греху (Прем. 1, 4). Премудрость не войдет, а вот бес — не замед¬лит.
В наше время бесы часто паразитируют па глубоких душевных привязанностях к близким людям. Горе утраты способно помрачить созна¬ние и создает благоприятную почву для контакта с ними. Принимая облик дорогих и близких лю¬дей, они стремятся вовлечь пострадавшего в об¬щение и усугубить травму. Чувство сочувствия и жалости им не ведомо.
Нападки бесовские редко бывают в одном и том же виде. Поначалу они грубые, резкие; и ес¬ли не достигают своей цели, то впоследствии принимают все более изощренные формы. В этом бесы чрезвычайно изобретательны и, как прави¬ло, им удается ввести в заблуждение. Нужно твердо помнить: Господь никогда не попускает искушение свыше человеческих сил.
Воздействие бесовское губительно для чело¬века, ведь бес — существо павшее целиком, пол¬ностью; падение человека имеет все-таки поло¬винчатый характер. Он может с помощью Бо-жией и восстать от греха. Но, без обращения к Богу, может и окончательно утонуть в грехе, до крайней степени сблизиться с бесовской приро¬дой, когда единственным, что помешает челове¬ку превратиться в беса, становится его тело. Оно некоторым образом ограничивает низменные душевные страсти, желания и ставит предел, который человек преступить не может. Ты поло¬жил предел, которого не перейдут, — говорит Да¬вид о великом человеколюбии Божием (Пс. 103, 9).
Все святые вели с бесами тяжелейшую борь¬бу, духовную брань.
Однажды, когда Серафим Саровский молил¬ся, к нему в келью влетело бревно, которое вы¬таскивали потом восемь человек. Если бы кто-нибудь из нас молился, и в это время влете¬ло бы бревно в квартиру, то думаю, что мало на¬шлось охотников молится дальше. А вот Серафим Саровский даже не отреагировал. Страшное, тя¬желое искушение даже не прекратило его мо¬литвы. Вот и мы должны так учиться у святых. Не пытаться свои промахи духовные, проступ¬ки в жизни сваливать на беса, но постоянно быть готовыми отразить его нападение. В наше время нападения бесовские происходят как и всегда происходили по попущению Божию с тем, чтобы исправить нашу греховную жизнь.
Именно познание и признание своей греховной .природы помогает нам исправляться. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118, 71). Искушения начинаются сразу, как только человек искренно и открыто начинает свой путьjco спасению. Вслед за принятием Свя¬того Крещения, за'начальным воцерковлением обязательно следуют искушения, которые нужно перетерпеть. Бесы делают все, чтобы вытолкнуть ) из храма. Начинаются боли, неудобства, телес- \ ный дискомфорт, но все это нужно перетерпеть день, два, неделю, месяц — кому сколько. Если [ это искушение выдержать, то бес, видя наше твердое намерение, устрашается. Сам по себе он не может заставить нас сотворить зло, он лишь\ предлагает, а мы вольны либо поддаться на его предложение, либо отвергнуть. Поэтому борьба с бесами носит такой попеременный характер: то бес одолевает человека, и тот впадает в искуше¬ние, совершая грех; то человек с помощью мо¬литвы, с помощью креста, крестного знамения уклоняется от греха, и Господь тут же протяги¬вает ему руку.
Вспомните, как отвечал Спаситель апостолам, которые чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, I воззрев на них, говорит: человекам это невозмож-но, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10, / 26-27).
Наше сердце должно быть главным препятст¬вием искушениям. К чистоте сердца мы и долж¬ны стремиться, ибо само оно чистым не станет, поскольку мы люди греховные. Не пуская по¬мыслы в се^рдде свое, мы созидаем непреодоли¬мую преграду на пути духов злобы.
Порой в нас живут такие грехи, с которыми боремся всю свою жизнь и должны бороться, ес¬ли хотим стяжать спасение. Самое страшное, ко¬гда нет покаяния.
Я знал человека очень высокого интеллекту¬ального уровня, мы были с ним когда-то очень дружны, возгордившегося в своей добродетели праведности. Он, действительно, не совершал явно злых поступков, оскверняющих величие Божие, отходил от них, но заслугу в этом пола¬гал исключительно себе. Постепенно это приве¬ло к тому, что он начал осуждать других и впал в гордыню — губительный источник всех дру¬гих грехов. Добродетель, за которую человек воздает самому себе, а не Богу, перестает быть добродетелью, но превращается в рассадник гре¬хов. Это трудно вместить, поскольку гордость имеет сотни обличий. Нужен духовный опыт христианской жизни, чтобы ее распознать. Кро¬ется она за различными предлогами, благими причинами, часто тонка и невидима, хотя все¬гда смертельна для души. Так оно и произошло. Однажды, после многих лет разлуки, я зашел к своему другу и увидел его озлобленным и за¬травленным жизнью.
Непонимание духовной природы, сущности греха, сущности бесовской часто вызвано от¬сутствием христианского воспитания и твер¬дой христианской веры. В искушение впадают многие люди, но научается с искушением бо¬роться лишь тот, кто постоянно с ним борется, в ком духовные грани обострены. Христианин ведь как по. лезвию бритвы ходит*: если он со¬вершит неверное духовное движение, позво¬лит разгореться страстности, то неизбежно па¬дает. Иногда обстоятельства падения приво¬дят в безысходное уныние, отравляющее жизнь и затмевающее сознание, но мы долж¬ны знать, дорогие братья и сестры, что сколь¬ко бы человек ни падал, он должен вставать и просить Бога о помощи. Просите, — говорил Спаситель, — и дано будет вам; ищите, и най¬дете; стучите, и отворят вам, ибо всякий, про¬сящий получает, и ищущий находит, и стучаще¬му отворят (Лк. 11, 9-10). Как бы ни глубока была греховная страсть, как бы не исцелима она казалась, необходимо просить Господа неустан¬но о прошении и избавлении. Чем больше мы просим, тем более ненавистной страсть стано¬вится. А это уже первые шажки ко спасению, когда научаемся не любить грех, даже совер¬шая его, совершаем его ненавидя. Затем про¬исходит и постепенный отказ от самого греха. Он становится невыносим, ибо не радость при¬носит в нашу-душу, а отраву. Чувствуя это все сильнее и сильнее, в конце концов и отверга¬емся от греха и перестаем его совершать. Вот так и идем по спасительному пути, пути очи¬щения сердца, защиты души от духов злобы.
Если бы Господь не попускал воздействия бе¬сов на наше сердце, то мы бы возгордились от своей праведности. А так — научаемся видеть свою немощь. Как только увидим ее, так пони¬маем, что без Бога не можем и шагу ступить. Об этом говорит нам Сам Господь: Я есмъ лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете творить ничего (Ин. 15, 5). Об этом же говорит Он словами псалмопевца: Если Господь не созиж-дет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126,1). А мы, большей частью, ста¬раемся устроить свои дела без Бога и в итоге ни¬чего не можем сделать путного. Сотворчество без Творца невозможно. Что мы можем со-тво-рить Тому, Кто сотворил все?
А бесы? Полностью лишенные творческого на¬чала, они способны только разрушать. Конечно, превышающее всякое людское разумение знание законов материи, позволяет им показывать лю¬бые фокусы неискушенному человеческому разу¬му, разыгрывать любые представления перед мысленными взорами разгоряченной грехами публики, искушать явлениями любых образов. И все это с тем большим успехом, с чем большим желанием идет человек этому навстречу.
Однажды мне женщина рассказывала, как на следующее утро после принятия Святого Креще¬ния, она у себя в комнате увидела священника, который накануне и совершал спасительный об¬ряд. Все как на самом деле, только на пришед¬шем «священнике» креста не было. Бес выбира¬ет самые слабые места, бьет по больному. Мы должны ко всему быть готовыми, к любому уда¬ру. Не знаем откуда враг придет в следующий раз, что за помыслы нашлет на нас, потому и дер¬жать нужно круговую оборону, соблюдать чрезвы¬чайную осторожность. Искушение ведь может явиться в любом, самом тонком, неожиданном виде.
Состояние прелести присуще любому челове¬ку, ибо прельщение — это отступление от прав¬ды Божией, а мы правду Божию забываем посто¬янно, отходим от нее, а потому-то и находимся в прельщении, самообольщении. Только тот, кто постоянно на страже находится своей сердечной чистоты, кто не позволяет сердцу принимать греховные помыслы, тот может предотвратить и совершение самого греха. Грех не иначе входит как через дверь похотения. Только открывается дверь сердца для желания, греховного, как и сам грех в нее входит.
Понимание того, с кем и как бороться, навык борьбы приходят с конкретным духовным опы¬том. Духовная жизнь у каждого ведь складывает¬ся своеобразно и собственный опыт здесь неоце¬ним. Мы часто читаем жития святых, в которых говорится о духовной брани, которую они вели с духами злобы поднебесной. И нам надо ее вести, а не только об этом читать. Оттого, что мы знаем, как святые вели эту борьбу, мы еще не становим¬ся готовыми к ней. Здесь незаменим свой лич¬ный опыт, внутреннее внимание к самому себе, к своей духовной жизни. Так, приобретая реаль ный опыт собственной борьбы, мы научимся по¬беждать грех. Бороться же с грехом может толь¬ко тот, кто видит грех в себе. Кто его не видит, тот и не борется — бороться-то не с чем. Он тогда продолжает грешить и утопает в грехе.
Однажды на исповеди подошла молодая жен¬щина и заявила, что у нее грехов нет. Пытаясь помочь, я стал называть наиболее распростра¬ненные. Тут она вспыхнула и заявила: «Что же ты, батюшка, из меня грешницу хочешь еде-, лать?» Кто тут прав?
Очень важна помощь священника. Однажды прихожанка храма рассказала мне как во время молитвы бес кидает в нее луком, который сушит¬ся на печке. Ее священник просто посмеялся. Ес¬ли встречаете непонимание у одного батюшки, ищите другого, поопытнее, который и сам по¬страдал и может вам подсказать, как избежать того или иного искушения. Правильный совет может принести большую пользу в вашей духов¬ной жизни, уберечь от греховного падения.
Бывает бес входит в человека, и тот начинает бесноваться явно: совершает неординарные дей¬ствия, начинает рычать, говорить чужим голо¬сом, вещать какие-то слова. Такие несчастные боятся святой воды и вообще всякой святыни, часто не могут даже подойти к церкви. Их чрез¬вычайно трудно подвести к причастию. Это каса¬ется не только взрослых, но и детей. Обычно по¬страдавший приходит к священнику и говорит: «Батюшка, как попасть на отчитку, чтобы из меня беса выгнать?» Без покаяния, без попытки духовного анализа своей жизни хотят избавить¬ся от беса. Конечно, кому приятно, когда рычит человек. Но ведь вселение беса произошло не са¬мо по себе, а не без вины несчастного. Если бы бесы могли произвольно в нас вселяться, никто бы не спасся, но все бы с ума сошли. Кроме того, вселение беса происходит по попущению Божие-му. Непреложно известно одно: чтобы от беса из¬бавиться, необходимо потрудиться. Но что же на практике. Этого нет. Приходят и просят забрать беса к себе; вот, только кому нужен сей подарок?
Да, мы знаем из Священного Писания, что апостолы с помощью Божией изгоняли бесов. Сейчас время иное. И хотя есть еще такие свя¬щенники и монахи, имеющие благодать Бо-жию изгонять бесов. Изгнанный бес мстит са¬мым безпощадным образом тому, кто изгнал его с насиженного места. Не каждый способен снести эти козни. Если человек подвержен греху, бес цепляется за него и в конце концов может погубить. Отчиткой занимаются люди святой жизни, но и тех бесы мучают и бьют; только те в святости и чистоте своего сердца все терпят. Это тяжелейшее духовное делание встречается сегодня очень редко.
Есть и еще один аспект. Бес, изгнанный си¬лою молитвы, может вернуться, если, человек не употребил никаких усилий для преодоления в себе духовной страсти. Да еще вернется не один Потому-то сама по себе отчитка может оказаться не только безсмысленной, но и вредной. Она дей¬ственна лишь для того, кто вошел в состояние глубокого покаяния, в сокрушение сердца.
После смерти духовная брань прекращается. Человек получает определение о своей жизни, и душа его помещается в те места, где ей лучше всего. Святому лучше в обителях небесных, а че¬ловеку, погрязшему в грехе и никогда не каяв¬шемуся, уготовлен ад. Тут и суда не надо, ему там лучше будет несмотря на все его мучения.
Мы с вами, приходя в храм Божий, должны всегда помнить о том, что бесы никогда не дремлют, что они все свои силы, трудясь днем и ночью, прикладывают к иогублению душ че¬ловеческих. Бесы мешают человеческому об¬щению, затуманивают наше сознание, пытают¬ся перемешать день с ночью, чтобы лишить нас. всякой духовной ориентации. Посмотрите, как мудро устроено: И создал Бог два светила вели¬кие: светило большее, для управления днем, и све¬тило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 16). Луна светит ночью, а солнце днем. Их невозможно поменять местами. Там, где свет, нет тьмы; там, где тьма, нет света. Так и природы ангельская и бесовская полярны. Од¬на созидательная, другая — разрушительная. Никакого союза между ними быть не может.
Так и мы с вами, единожды начав борьбу, а на¬чинается она с принятия Святого Крещения, должны постоянно ее вести до последнего часа своей жизни. Конечно, многие из нас не станут ни святыми, ни великими подвижниками христиан¬скими, но плодотворное влияние на нашу душу веры, покаяния, даст почувствовать в сердце при¬сутствие Духа Божьего, который отведет от мно¬гих грехов и спасет от осуждения вечного. Душе, которая боролась с грехом, которой Сам Господь помогал, будет приуготовано брачное место.
К чему человек стремился всю свою жизнь, то он и получит.
Нам не известен час своей смерти. Для кого-то до нее еще многие десятилетия, для кого-то-месяц или даже один день. Не так давно мне удалось причастить женщину, покаявшуюся в своих гре¬хах на смертном одре. Знаете ли как она плака¬ла? Я таких слез никогда не видел. Она сумела покаяться перед смертью, Господь пробудил сердце в самый последний момент. Это картина, которую невозможно забыть и представить: как человек, прожив такую греховную жизнь, в один миг получил спасение? Зная, что смерть караулит нас и час ее неведом, мы не должны откладывать борьбу на завтра, на потом.
Этого «потом» может и не быть. Как может и не быть возможности покаяться перед смертью. Слова покаянного канона Господу нашему Иису¬су Христу должны постоянно звучать в нашем сердце: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего без-славна и безобразна? Что убо чаю, и на что надею-ся? Токмо даждъ ми, Господи, прежде конца покая ние». Каждый день, каждую минуту своей жиз¬ни должны помнить, что от исхода этой борьбы зависит наша участь, не временная, где мы сей¬час пребываем, а участь вечная, которую полу¬чим в том мире, куда зовет нас Господь, куда войдет каждый, любящий Господа, борющийся со своей греховностью и исполняющий заповеди Божий.
Методов воздействия духов злобы в нашем со¬временном мире много. Очень часто мы с вами даже не задумываемся о том, насколько тлетвор¬ным и разрушительным может оказаться заня¬тие тем делом, о котором не имеем четкого ду¬ховного определения. Хотя выше мы с вами уже обращались к некоторым примерам искушений современного мира, здесь впору еще раз погово¬рить о них.
Хлеба и зрелищ требовал языческий Рим. То¬го же самого требует и современный мир. При всем разнообразии искушений, предлагаемых бесами, людям в большинстве своем хватает не¬многих. Бесам-то самая радость, когда они нау¬чают людей привыкать делать зло, приводят их в такое состояние, что им не только некогда де¬лать добро, но и даже помыслить об этом не дос¬тает времени. Потому-то для поддержания зре¬лищ бесы стараются изо всех сил. Ведь если им удается вовлечь человека в зрелище, то в даль¬нейшем о его печальной судьбе им можно и не безпокоиться.
Одним из самых массовых зрелищ сегодня яв ляется спорт. Здесь повреждаются и зрители, и непосредственные участники. Хотя статистиче¬ских данных о том, что профессиональное заня¬тие спортом приводит людей к тяжелым физиче¬ским и психическим травмам, сейчас предоста¬точно, спорт как таковой не теряет своей попу¬лярности. Многие посвящают всю свою жизнь достижению высоких спортивных результатов и стараются превысить результаты, достигнутые дру¬гими людьми, также посвятившими этому всю свою жизнь. Постоянная неоправданная перегруз¬ка организма, подстегиваемого различными сти¬муляторами, оборачивается потерей здоровья; а вместо духовной возмужалости приходит инва¬лидность.
Культ человеческого тела носит отчетливо выраженный языческий характер. Не зря назы¬вают тех, кто добился на этом поприще известных результатов — кумирами. Им поклоняются, с них берут пример, тиражируют стиль их жизни, интересуются их мнением. Их называют и под¬вижниками. Что же, это так, но послушаем апо¬стола: Все подвижники воздерживаются от всего:{ те для получения венца тленного, а мы - нетлен¬ного. И потому бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но ус¬миряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9, 25-27).
Дух соревнования, дух азарта пробуждает в че¬ловеке его самые низменные инстинкты, позволяет им постепенно занять в сердце главное место и успешно увести ото всякой духовной жизни. Бо¬лезнь непременного первенства калечит и физиче¬ски, и духовно, отнимая у человека все и навсегда. Сегодня эта болезнь отягощена сильнейшей ком-мерционализацией спорта. Она такова, что для многих спортсменов высокий результат и большие деньги — понятия равнозначные.
Вместе с тем, не меньше страдают и зрители, для которых это действо создано и которые же его и оплачивают. Дух соревнования и азарта заразен, как чума. Одно наблюдение за спортив¬ными соревнованиями может привести зрите¬лей в полуживотное состояние. Когда человек агрессивен, ему почти невозможно (большинст¬ву и не хочется) себя контролировать, невоз¬можно остановится. Он буйствует, безчинствует, разрушает и уничтожает все около себя и, что более страшно, внутри себя.
Спортивные болельщики могут резонно оби¬деться, ведь не все же участвуют в погромах, многие ведут себя вполне благопристойно. Дей¬ствительно. Но ведь мы ведем речь о кумириза-ции страстной поврежденности сознания, подме¬не ценностей. Алкоголиками становятся не с первой рюмки. Ну а почему спортивные болель¬щики одевают шапочки с рогами и гордо идут по улицам? Не хватает только хвоста сзади для пол¬ного антуража. Разве это не явное свидетельство их кумира? Можно ли назвать духовно здоровым человека, который стремится на стадион, а храм Божий обходит стороной?
Азарт настолько глубоко входит в души лю¬дей, что они перестают замечать аномальность своего поведения и не могут остановиться даже тогда, когда спортивное зрелище закончено. Они с трудом переходят к обычной жизни. Конечно, все это не ново. Вспомните гладиаторские бои, происходившие в Риме. Там не мячик по полю гоняли, а головы. Люди на потеху зрителям от¬давали свою жизнь, сражаясь друг с другом или с дикими животными. Живя страстью, необуз¬данной жестокостью, они настолько поврежда¬лись духовно, что не могли уже называться нор¬мальными людьми. То же и сегодня. Посмотрите на публику, расходящуюся после спортивных игр или рок-концертов: выбитые стекла в транс¬порте, драки, другие безчинства.
Всякое безконтрольное воздействие на психи¬ку вызывает неминуемые духовные изменения. Такое влияние характерно не только для массо¬вых зрелищ, собраний или шоу. Попытка воз¬действовать на человеческое сознание или пол¬ностью отключить его не прекращается в совре¬менном мире ни на минуту: телевизор, радио, музыка, кино, новости, реклама — всюду пред¬лагаются красивые шаблоны, готовые искусст¬венные системы ценностей, уводящие человека далеко от реальности, от самого себя, от Бога.
«Что же плохого в телевизоре», — скажут не¬которые. А плохо то, что его информационное воздействие практически не поддается контролю со стороны сознания. Не успеете вы оценить одно, как уже появляется другое; картинка мелькает за картинкой — и вот уже внимание устало, внут¬ренний фильтр перегружен, контроль отключает¬ся, и информационный поток начинает прохо¬дить в мозг напрямую. Что бы ни нес с собой этот поток, мы его благополучно впускаем, переставая замечать, как он отравлен. Более того, просмотр телевизионных программ часто превращается в привычку. Телевизор включают даже тогда, ко¬гда его не смотрят. Полагая, что такое фоновое включение не приносит вреда, мы глубоко заблу¬ждаемся. Телевизионное воздействие постепенно подменяет наше сознание чужим.
Еще страшнее и безнадежнее происходит за¬тмение человеческого сознания с помощью нар¬котических средств. Наркомания стала одной из мировых проблем, опутав своей сетью очень мно¬гих, преимущественно молодых людей. Для них нет ни усилий, ни борьбы, ни жизни, ни смерти, ничего богозданного и чистого — все это им заме¬няет виртуальная реальность, вымышленный мир. В нем они живут, в нем решают свои про¬блемы, в нем и умирают. Поражение души на¬столько сильно, что избавиться от наркотическо¬го плена почти невозможно.
Вот так и происходит надувательство и в спор¬те, и на развлекательных зрелищах, красочных шоу, в казино... Непостижимый обман, основан¬ный на греховном желании самого человека. Что будет с его душой, ставшей рабой своего порочного пристрастия, когда она, лишившись тела, не смо¬жет более удовлетворять свои желания? Ее ждет самая страшная мука, какая мыслима для челове¬ка — мука необузданной и неутоленной страсти. Не зря же Иоанн Кронштадтский назвал театр училищем разврата. Если действительную христи¬анскую жизнь подменяет игра, то и сама жизнь скоро становится игрой, спасительно ли это?
Духовная жизнь, которой человек сподобляет¬ся на земле, дается только один раз, с единствен¬ной целью соединения души навеки с Богом. И чтобы открылись пути соединения с Господом, нужно усердной молитвой угасить страстность всех порочных желаний, воспитать в себе настоя¬щее христианское смирение. Ведь именно духов¬ная разболтанность не дает справедливо взгля¬нуть на себя со стороны. А если слово Божие до¬рого, если церковная жизнь наша всерьез, то на¬ше истинное духовное лицо открывается для нас же самих и провокации врага человеческого уже не становятся для нас неожиданными. Тогда и придет понимание того, как исправляться.
Приведу пример. Мы печатали Священное Писание в одной из типографий. Все материалы были приготовлены, заказ был принят, но маши¬на отказалась печатать. Три месяца специалисты пытались ее исправить, но все безполезно. Тогда я пришел, освятил помещение типографии, ма¬шину, совершил молебен о здравии работающих в типографии людей. Что же? Все заработало, и тираж быстро отпечатали. То, чего не могут сде¬лать люди, может Бог. Хорошее ведь было дело задумано, вот и искушение не замедлило. Пото¬му-то, если за доброе дело мы не понесли иску¬шение, вполне вероятно, что оно не принято Бо¬гом.
Это касается не только нас, грешников, но и святых Божиих угодников. Многие читали об Ио¬анне Кронштадтском, как его обвиняли в воров¬стве, взяточничестве, шарлатанстве. Потоки лжи. Однажды эту ложь передали митрополиту, а тот, не разобравшись в истинности дела, загото¬вил указ на великого праведника. Но только за¬нес руку на подпись, как тут же и ослеп. Тогда и открылся ему промысел Божий. Вызвали Иоанна Кронштадтского, после молитв которого и про¬зрел владыка. Не за себя молился святой Иоанн, но за своего гонителя, исполняя заповедь Господа нашего Иисуса Христа, Который и Сам молился о Своих распинателях, и нам оставил этот завет: благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим.12, 14).
Помните, дорогие, если мы не видим духов злобы, то это ведь не значит, что их нет. Подобное ограждение — есть проявление любви и заботы о нас Господа, не попустившего видеть безобразных духов, стремящихся погубить нас. Лишь некото¬рые святые угодники Божий могли видеть этих ду¬хов въяве, сохранясь невредимыми.
Как часто мы сами разрушаем божественный покров над нашими душами, защищающий от всяких темных сил, и сами через наши пороки призываем в свою жизнь духов злобы поднебес¬ной! Потому-то, чтобы бороться с бесами, доро¬гие братья и сестры, нам нужно полюбить испо¬ведь и постоянно находиться в духовном наблю¬дении за собой. И, очищая свое сердце покаянием и смирением, нужно отвергать все искушения, ведущие к расстройству нашей духовной жизни и, что самое страшное, к смерти вечной. С вели¬кою радостью принимайте, братия мои, когда впа¬даете в различные искушения, зная, что испыта¬ние вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы бы¬ли совершенны во всей полноте, без всякого недос¬татка (Иак. 1, 2-4).
О духовной жизни современного общества
В наше время многие обращаются к оккуль¬тизму, к самостоятельному, без Бога, постиже¬нию духовного мира, с помощью различных учи¬телей, особых техник. Побудительные причины тут разные: у одних — основанное на человече¬ской гордыне желание самому творить чудеса, у иных — желание помогать другим людям, у третьих — праздное любопытство. Причины раз¬ные, но результат, к которому приводят эти за¬нятия, всегда, безо всякого исключения, один и весьма плачевный. Некоторые люди долгое вре¬мя продолжают постижение «духовных открове-