Дорога к храму

/ Разделы сайта / Грехи / Аборт и Христианство / Аборт и Христианство

АБОРТ И ХРИСТИАНСТВО

Аборт (от лат. аbortus – «выкидыш») – искусственное прерывание беременности, сопровождающееся (или вызванное) гибелью плода (нерожденного ребенка).

Христиане верят, что душа человека возникает в момент зачатия. Подавляющее большинство христиан считают аборт убийством ребенка в чреве матери [2, 3, 4, 5]. Некоторые представители протестантских церквей в Европе и США допускают возможность аборта по желанию женщины.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЗАЧАТИИ

Бог обращается к пророку Иеремии: «… прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя …» (Иеремия 1:5).

В псалмах царь Давид обращается к Богу: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. (…). Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было». (Псалом 138:13, 15-16). «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева». (Псалом 126:3).

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЖИЗНИ В УТРОБЕ МАТЕРИ И ОБ АБОРТЕ

Святой Василий Великий обличал как тех, кто способствовал абортам, так и женщин, к ним прибегавшим: «…те, которые дают снадобья, вытравливающие младенца, суть убийцы, равно как и те, которые принимают убивающие зародыш отравы».[6]

Святой Григорий Нисский говорит о существовании человека в момент зачатия [7]: «Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя и не прежде в нем телесное, а потом другое. Напротив того, утверждаем, что предведущим Божиим могуществом (…) приведена в бытие вся полнота человеческого естества…».

ОТНОШЕНИЕ К АБОРТУ В ПРАВОСЛАВИИ

Позиция православных церквей касательно аборта не различается. Официальная позиция Русской православной церкви сформулирована в «Основах социальной концепции»:

XII.2. С древнейших времен церковь рассматривает намеренное прерывание беременности аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Об ответственности отца:

Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта.

О праве мужа расторгнуть брак:

Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака.

Об ответственности врача:

Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

Исключительные случаи:

В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у неё других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.

ОТНОШЕНИЕ К АБОРТУ В КАТОЛИЧЕСТВЕ

Официальная позиция Католической церкви была сформулирована в папской энциклике «Humanae vitae» в 1968 г.

Катехизис Католической церкви:

Человеческая жизнь должна пользоваться уважением и защитой в абсолютной мере с момента зачатия. С первого же момента его существования за человеком должны быть признаны все права человеческой личности, среди которых – нерушимое право каждого невинного существа на жизнь [8]. Начиная с 1 века, Церковь провозглашала моральное зло всякого искусственно вызванного аборта. Это учение не изменилось. Оно остается незыблемым. Сознательный аборт, то есть желаемый как цель или как средство, глубоко противоречит нравственному закону [9]. Церковь применяет каноническое наказание отлучения к этому преступлению против человеческой жизни. Тот, кто производит аборт, если цель достигнута, подлежит отлучению (экскоммуникации) latae sententiae (связывающее силой самого закона), уже из-за самого факта совершения преступления [10].

В 2007 году Папа Римский Бенедикт XVI подтвердил точку зрения, согласно которой аборт – грех [11].

ОТНОШЕНИЕ К АБОРТУ В ПРОТЕСТАНТИЗМЕ

Вплоть до конца 60-х годов XX века (до появления новых медицинских технологий [источник не указан 420 дней]) позиция протестантских церквей была едина и осуждала аборт, считая, что дитя в лоне матери должно быть под защитой [12].

Жану Кальвину, лидеру Реформации, принадлежит следующее высказывание: «Плод, хотя и сокрытый в утробе матери, уже есть человеческое существо. Поэтому, если его лишают жизни, которой он ещё даже не насладился, то тогда такой поступок есть ничто иное, как величайшее преступление. Если убить человека в его собственном доме – в самом безопасном месте – считается более кощунственным, чем лишить его жизни в поле, то как же мы назовем преступление, когда плод ещё во чреве уже лишается жизни, так и не увидев свет Божий?» [13].

Мартин Лютер, основатель Лютеранской Церкви, высказывался в защиту зачатого ребенка:

«Несомненно, созданное Богом в этот момент [зачатия], должно быть продолжено в потомстве» [12].

В 1960 -1970 годы начался раскол среди протестантских церквей в вопросе об аборте. Например, Пресвитериане поддержали свободу абортов, за ними последовал ещё ряд церквей. Это, в свою очередь, привело к основанию конфессиональных групп движения «в защиту жизни» (pro-life) [12].

В настоящее время в протестантизме вопрос об абортах является предметом дискуссии. Помимо критики, встречаются и осторожные сторонники [14]. Лютеранский теолог Пер-Андерс Груннан, осуждая аборты, оговаривается, что «аборт допустим для христиан лишь в том случае, когда жизнь матери находится под угрозой» [15]. В целом в лютеранских странах сильны позиции противников абортов [16]. Тем не менее есть лютеране, открыто практикующие аборты (например, убитый в церкви доктор Джордж Тиллер [17]).

ПОКАЯНИЕ ДЛЯ СОВЕРШИВШИХ АБОРТ

Женщин, сделавших аборт, а также мужчин, принимавших участие в принятии решения об аборте, христиане призывают к покаянию. В Православной и Католической церквях существует таинство покаяния (исповедь), где верующий исповедуется в присутствии священника. В ряде протестантских церквей после аборта также необходимо покаяние, как во время частной исповеди, так и во время общей, где можно сказать о совершенном грехе, не указывая, какой именно грех совершен (Аугсбургское исповедание, артикул 11: Об исповеди). В Русской православной церкви существует ряд молитв «о детях, загубленных в чреве матери» [18].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ответы Святейшего Патриарха Алексия II на вопросы газеты «Новости Эльзаса»: «Все эти факты являются неприемлемыми для православных христиан, для которых аборт во все времена приравнивался к убийству».

2. Archbishop Angelo Amato, Secretary of the Congregation for the Doctrine of the Faith: The media hides “the tragic reality of the facts, “the Archbishop said, “For example, abortion is called “voluntary interruption of pregnancy” and not the killing of a defenseless human being. (СМИ скрывают трагическую реальность … аборт называют «прерыванием беременности по желанию», а не убийством беззащитного человеческого существа).

3. Группа католических и протестантских лидеров США: “The direct and intentional taking of innocent human life in abortion, euthanasia, assisted suicide, and embryonic research is rightly understood as murder” (прямое и намеренное отнятие невинной человеческой жизни с помощью аборта, эвтаназии … справедливо считается убийством).

4. Православная энциклопедия. Статья «Аборт»: «Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка».

5. Папа Римский вновь назвал аборты грехом.

6. [1, 2, 3] Kathleen Sweeney. The Protestant Churches on Abortion: Complex, Contradictory, and Challenging. http://www.nrlc.org/new s/1999/NRL199/sween.html